|
Бердяев Н. Кризис искусства. М., издание Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1918. 48 с.; 6 л. илл. 24,7 х 15,7 см. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация обложки.
Библиография: Международная книга, 54-62, 72-57.
В издание входят статьи Николая Александровича Бердяева (1874-1948), известного религиозного философа, одного из основоположников экзистенциализма в России: «Кризис искусства», «Пикассо» и «Астральный роман» (размышления по поводу романа А.Белого «Петербург»). «Кризис искусства» - одна из последних работ Н.А.Бердяева, вышедших в России до его вынужденной эмиграции в 1922 г.
Тема кризиса искусства получила достаточно глубокий анализ в творчестве Н.А.Бердяева. Он одним из первых среди философов сделал попытку объяснить метаморфозы в этой сфере. В своей работе «Кризис искусства» он выделяет целый ряд причин, которые привели к этому кризису в области живописи и литературы. Он связывает кризис с исканием новых путей, говорит о его неизбежности.
Смена эпох, по словам Н.А.Бердяева, всегда становится временем, когда искусство переживает глубочайшие кризисы. В начале прошлого столетия наметился отказ от идеалов эпохи Ренессанса, получили становление смешанные виды искусства. Искусство перестало быть прекрасным и стало пугающим. Реклама и шарлатанство извращают подлинное искусство. Н.А.Бердяев видит в стремлениях современного искусства противоположные направления: синтетические (стремления к слиянию) и аналитические (расчленение внутри одного из видов искусства).
Кубизм и футуризм, как подчеркивает Н.А.Бердяев, являются выразителями аналитических тенденций в современном искусстве. Силу кубизма Н.А.Бердяев демонстрирует на примере художника П.Пикассо (репродукции его картин помещены в издании в качестве иллюстраций), его стремления к «расчленению» и «разложению». Футуристы для Н.А.Бердяева - антиэстеты, продукт машинного века. А.Белого в литературе Н.А.Бердяев сопоставляет с П.Пикассо в живописи. Философ говорит о хрупкости культуры, показывает, что в «поднявшемся мировом вихре», когда «мир срывается с полозьев», освобождается хаос. В этом вихре могут погибнуть величайшие ценности и ориентиры.