Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. Спб., 1907. Прижизненное издание, первая книга религиозного цикла Н.А.Бердяева. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Бердяев Н.
Год издания: 1907


Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. Спб., издание М.В.Пирожкова, 1907. L, 233, [2] c. 22,7 х 15,3 см. Прижизненное издание, первая книга религиозного цикла Н.А.Бердяева. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Настоящее издание - одна из первых работ Н.А.Бердяева, в которой было сформулировано ведущее для всей последующей деятельности философа понятие «нового религиозного сознания». Впервые термин появился в небольшой одноименной статье в 1905 г., но полностью раскрыт в книге, которая была издана два года спустя.

Вопрос отношения между человеком, религией и церковью оставался для Н.А.Бердяева актуальным всю последующую жизнь. Эта книга стала первой в религиозном цикле Н.А.Бердяева и повлияла почти на все его последующие сочинения. Наиболее выражено это влияние в книге «Смысл творчества» (1916) и в серии эмигрантских сочинений: «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства» (1927), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1941) и др.

Феномен «нового религиозного сознания» проявился в качестве заметного и важного течения Серебряного века. Представление о глобальном мировоззренческом кризисе русской интеллигенции было весьма неоднозначным. С одной стороны, он воспринимался как умирание религии в условиях светски-приземленной реальности, а с другой - как кризис утраты высших религиозных ценностей в условиях прагматичного мира. В этих условиях произошло сближение Н.А.Бердяева с бывшей редакцией журнала «Новый путь» в лице Д.С.Мережковского, З.Н.Гиппиус, Д.Ф.Философова и А.В.Карташева. Результатом этого объединения стал журнал «Вопросы жизни», к которому примкнули и другие сторонники Н.А.Бердяева, отошедшие от марксизма и радикальных настроений: С.Н.Булгаков, С.А.Аскольдов, А.С.Глинка. Считается, что это объединение и положило начало тому явлению, которое впоследствии будет названо «Русским религиозно-философским возрождением».

Концепция «нового религиозного сознания» Н.А.Бердяева выступала философской основой для «Вопросов жизни». Обновление религиозного сознания и переход к религиозному действию во имя устроения Царства Божия на земле, освящения земной жизни, преодоления неправды социального бытия человека становятся общепризнанной идейной платформой в рамках «нового религиозного сознания». Однако конкретные пути осуществления этой идейной платформы трактовались представителями движения отнюдь не одинаково, что в дальнейшем привело к нарастающим разногласиям и рассыпанию кружка.

В настоящем издании Н.А.Бердяев резко противопоставлял себя официальному православию. Вместе с тем он весьма скептично относился к мистицизму и попыткам создать альтернативную Церковь, полагая, что для этого еще нет реальных оснований. Он считал, что чаяние нового Откровения нельзя выдавать за данность. Также в противовес группе Д.С.Мережковского в отношении русского революционного пафоса Н.А.Бердяев занимал осторожную позицию. В этом он сближался с умеренным крылом русских социал-демократов, солидаризируясь с позицией С.Н.Булгакова, П.Б.Струве, С.Л.Франка, выступивших впоследствии с критикой революционно ангажированной интеллигенции в приобретшем огромную известность сборнике «Вехи» (1909). Надо отметить, что в дальнейшем Н.А.Бердяев создает свою, оригинальную философско-религиозную концепцию, основу которой составили идеи Свободы и Творчества, понимаемых как высшее жизненное предназначение и оправдание человеческого бытия.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - знаменитый философ, яркий религиозный мыслитель, публицист. С 14 лет он полюбил чтение философских книг и осознал свое призвание - быть философом. Аттестат об окончании гимназии он получил со второй попытки, в возрасте 20 лет. У Н.А.Бердяева не было строго философского образования: один курс он проучился в Киевском университете на физико-математическом факультете, затем - на юридическом. Активно занимался самообразованием. Участвовал в студенческой политической и общественной деятельности, за что был на три года выслан в Вологду под надзор полиции. В ссылке произошел его переход от марксизма к идеализму. Н.А.Бердяев - участник и соавтор знаменитого сборника «Вехи» (1909) и других единовременных и периодических изданий, вызвавших бурный отклик современников и оставивших заметный след в истории русской культуры. В 1910-1911 г.г. участвовал в деятельности Религиозно-философского общества, организованного Е.Н.Трубецким и М.К.Морозовой, издававшими журнал «Путь». В 1922 г. Н.А.Бердяев был выслан за границу, жил в Париже. С 1941 г. семь раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе.