Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии: Критический этюд о Н.К.Михайловском. С предисловием Петра Струве. Спб., 1901. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Бердяев Н.
Год издания: 1901


Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии: Критический этюд о Н.К.Михайловском. С предисловием Петра Струве. Спб., Электрическая типография, 1901. [4], LXXXIV, IV, 267, III, II с. 19 х 13,5 см. Книга вышла по случаю 40-летнего юбилея Н.К.Михайловского. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. На титульном листе владельческие надписи.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - знаменитый философ, религиозный мыслитель, публицист. С 14 лет он полюбил чтение философских книг (Гегеля, Канта, Шопенгауэра и др.) и осознал свое призвание - быть философом. Аттестат об окончании гимназии Н.А.Бердяев получил со второй попытки в 1894 г. В Киевском университете учился вначале на естественном отделении физико-математического факультета, затем - на юридическом. Активно занимался самообразованием. В 1898 г. состоялся его литературный дебют. Участвовал в студенческой политической и общественной деятельности, за что в 1900 г. был на 3 года выслан в Вологду под надзор полиции, где находился вместе с А.Богдановым, Б.Савинковым, А.Луначарским и др. В ссылке произошел его переход от марксизма к идеализму.

Н.А.Бердяев - участник и соавтор знаменитого сборника «Вехи» (1909) и других единовременных и периодических изданий, вызвавших бурный отклик современников и оставивших заметный след в истории русской культуры. События 1917 г. философ пережил как «момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное». После Октябрьской революции у Н.А.Бердяева наступил творческий подъем, он написал свыше 40 публицистических статей. В 1918 г. у себя на квартире им была открыта Вольная академия духовной культуры, где ученый читал курсы лекций по философии истории и философии религии. В 1922 г. Н.А.Бердяев был выслан за границу.

«Субъективизм и индивидуализм» - одна из ранних работ Н.А.Бердяева, написанная в 1900 г. В ней автор стремится сочетать идеи марксизма и идеализма, поэтому книга интересна и как отражение перехода от одного мировоззрения к другому. Этот этюд посвящен анализу взглядов Николая Константиновича Михайловского (1842-1904), выдающегося публициста и социолога, теоретика народничества, «властителя дум» младшего пореформенного поколения русской интеллигенции. Поколение 1870-х г.г. признавало его одним из своих умственных вождей.

В 1869-1884 г.г. Н.К.Михайловский являлся главным сотрудником и соредактором «Отечественных записок», был редактором журнала «Русское богатство». В своих работах он разрабатывал идею о свободном выборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Н.К.Михайловскому принадлежит теория «героев и толпы», объяснявшая механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию. Он считал, что, в принципе, любой человек, а не обязательно выдающаяся личность, оказавшись случайно впереди толпы, может сыграть важную роль в определенных событиях. Н.К.Михайловский критиковал теорию «малых дел» и толстовство, выступал против русских марксистов, обвиняя их в защите капитализма и отказе от наследства шестидесятников и семидесятников.

В начале XX века в кругах демократической, особенно народнической, интеллигенции фигура Н.К.Михайловского была окружена культом, его ставили в один ряд с крупнейшими фигурами освободительного движения, такими, как А.И.Герцен или Н.Г.Чернышевский. Эсеры считали его основоположником своей партии. 

Главная заслуга Н.К.Михайловского в том, что он понял опасность, заключавшуюся в писаревской пропаганде утилитарного эгоизма, индивидуализма и «мыслящего реализма», которые в своем логическом развитии приводили к игнорированию общественных интересов. Н.К.Михайловский снова выдвинул на первый план идеал служения обществу и самопожертвования, а своим учением о роли личности он побуждал начинать это служение немедленно. В литературном творчестве он стремился воздействовать на читателя и использовал так называемый «Субъективный метод». В пику «цеховой учености», погруженной в теоретизирование, он интересуется только жизнью, ко всякому явлению подходя с вопросом: а что оно дает для уяснения смысла человеческой жизни, содействует ли достижению человеческого счастья? Рассматривая взгляды Н.К.Михайловского, Н.А.Бердяев рассматривает проблему прогресса и развития капитализма в России. Настоящая работа ярко проявила талант Н.А.Бердяева как философа и критика, отразила развитие его собственных идеологических установок.