|
[Берви-Флеровский В.В.]. Азбука социальных наук. В трех частях. Спб., типография В.Нусвальта, 1871. 23 х 14,7 см. Тираж 2500 экземпляров. Автор на титуле не указан. Вышли только две первые части. Запрещенное издание, 612 экземпляров было конфисковано и уничтожено. В переплете эпохи с золотым и цветным тиснением на корешке и крышках. Очень хорошая сохранность. В части I опечатки в пагинации между с. 257-272, на с. 13 - владельческий штамп-экслибрис: «Библиотека Ю.А.Нарбут. Пречистенский бульвар, д. Крейзман». Редкость.
Часть I. VIII, [2], 299 c.
Часть II. [2], VI, 194 с.
Библиография: Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX века. М., 1971, № 170.
Эта главная книга В.В.Берви-Флеровского была издана народниками-«чайковцами». В ней рассмотрены принципы социальной науки и социальной психологии. Человек хочет быть счастливым. Победы, власть и материальные блага приносят радость лишь ненадолго. Настоящее счастье доставляет помощь ближнему, работа на пользу общества, интеллектуальное саморазвитие. Формальные религии мешают свободному совершенствованию разума. Главная обсуждаемая дилемма: узость мировосприятия - широта интеллектуального взгляда.
В.В.Берви-Флеровский исследует значение силы и слабости в становлении цивилизаций: древние греки были слабыми - персы сильными. Кто победил? Человек, идя по пути цивилизации, учится любить и уступать, отдавать свою силу на пользу общества, быть альтруистом. Он превратил свою кажущуюся слабость в силу, развивая разум. В традиционных обществах, по мнению автора, роли распределены по-другому: побеждает сильнейший, вождь должен непрерывно воевать. Это приносит добычу, славу, но истощает человеческие ресурсы и не дает развиваться. Государства будущего - государства альтруизма, демократии и равных возможностей для всех. У Российской империи с ее самодержавием, сословной иерархией и материальным расслоением в будущем нет шансов.
На большом числе любопытных примеров из жизни народов мира: европейцев, американцев, традиционных народов и стран, находившихся в колониальной зависимости, автор показывает равные способности разных рас, но объясняет отставание одних от других неэффективными моделями социального поведения. Развитию цивилизации куда больше способствуют смирение и альтруизм, сотрудничество на личном и социальном уровне, чем личная и национальная гордыня, препятствующая этому развитию. Роскошь убивает любовь к ближнему, тушит таланты.
В.В.Берви-Флеровский устанавливает факторы, приводящие государство к застою и отставанию: военные победы, неограниченная власть государя, деспотизм и стремление контролировать людей и их имущества. Сопоставляя восточную и западную цивилизации в лице Китая и Европы, автор исследует их культурные и идеологические основы, накладывает их на исторические достижения. Китайцы - народ труда, но развивались «бессознательно». Основная черта Западной цивилизации - стремление к сознанию. Для нее важен рост полезности, который обеспечивается образованием. К удовлетворению индивидуальных и общественных целей приводит рациональность. Она подсказывает упразднение социального неравенства и насилия в обществе. Из всех социальных инстинктов ученый выдвигает на первое место «инстинкт мировой жизни», что значит - потребность жить для других, порождать жизнь и заботиться о ней. В этой связи он исследует родовую жизнь обществ и стратегии, направленные на воспитание новых поколений.
Корректуру книги выполнил один из основателей организации «Земля и Воля» и партии социалистов-революционеров М.А.Натансон. «Чайковцы» резонно опасались изъятия книги и разместили в книжных магазинах лишь часть тиража, остальное распределив по студенческим квартирам. 1 ноября 1871 г. по распоряжению Александра II книги (612 экземпляров), остававшиеся в магазинах, были конфискованы и уничтожены. Третья часть книги была закончена В.В.Берви-Флеровским в 1892 г. и издана в Лондоне в 1894 г.
Василий Васильевич Берви-Флеровский (настоящее имя Вильгельм Вильгельмович Берви; 1829-1918) - ученый-социолог, экономист, идеолог народничества, относивший себя к революционерам-романтикам. Он развивал философию «мыслящего вещества». Для демократической молодежи периода Великих реформ В.В.Флеровский был высочайшим авторитетом благодаря своему аскетическому образу жизни и идеям, которые не расходились с делами. Он и вся его семья дали обет «добровольной бедности», отличались жертвенностью и альтруизмом. В.В.Берви был автором книг, сыгравших значительную роль в науке и социальном движении: «Положение рабочего класса в России», «Свобода речи, терпимость и наши законы о печати», «Философия бессознательного» и др.
В.В.Берви-Флеровский был сыном английского профессора физиологии, преподававшего в Казанском университете. Закончил юридический факультет Казанского университета, где дружил с петрашевцами. Некоторое время он работал чиновником в Министерстве юстиции. В конце 1850-х г.г. в его близкий круг общения вошли лидеры демократического движения Н.Некрасов, Н.Чернышевский и др. В 1861 г. В.В.Берви-Флеровский был арестован по «делу тверских мировых посредников», протестовавших против части Крестьянской реформы, защищавшей интересы помещиков. Был отправлен в ссылку в Сибирь. С 1866 до 1887 г. проживал под негласным надзором полиции в Вологде. Особое влияние оказал на молодежь, практиковавшую «хождение в народ» в 1870-х г.г., поскольку сам активно занимался педагогической работой с крестьянами. В начале 1890-х г.г. находился в эмиграции в Лондоне, откуда вернулся благодаря политической амнистии Николая II. Жил с сыном в Юзовке, ныне Донецк, где продолжал заниматься наукой.