Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Богданович А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белоруссов: Этнографический очерк. Гродно, 1895. Малотиражное провинциальное издание. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость. С автографом автора.

Автор: БогдановичА.Е.
Год издания: 1895


Богданович А.Е. Пережитки древняго миросозерцания у белоруссов: Этнографический очерк. Гродна, Губернская типография, 1895. [3], III, 186 с. 19,7 х 14 см. Экземпляр отпечатан на толстой бумаге. Малотиражное провинциальное издание. Книга впоследствии не переиздавалась. На с. [3] автограф автора: «Дорогому Александру Михайловичу Иванову на память. 1895 г. 6 августа. А.Богданович». В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкость.

Книга является важным памятником начала формирования белорусской национальной идентичности, относится к гродненскому периоду творчества А.Е.Богдановича. В то же время, это первая книга, посвященная отдельно белорусскому фольклору. 

Этнографические материалы, помещенные в книге, собраны и записаны самим автором. Это поверья, обряды, обычаи, предания, знахарские заговоры, гадания, игры и т.д. Они фиксируют пережитки архаичного мировоззрения и быта, проявляющиеся в многообразных поведенческих формах у белорусских крестьян. В них отразилось отношение к внешнему миру, времени и пространству, природе человека, семье, соседям и пр. Исследователь наблюдал эти проявления архаичного мировоззрения в разных областях и сравнивал их между собой, пытаясь понять пределы их распространения и особенности бытования в конкретных местностях. Записи сделаны в центральных уездах Белоруссии: Борисовском, Игуменском, Минском, Слуцком, Новогрудском, Оршанском и др.

Белорусский крестьянин верил в разнообразную нечистую силу и колдовство. В верованиях белорусов исследователь стремится выделить пласты различных дописьменных эпох. Теоретической базой этого исследования являются труды основателей позитивизма Г.Спенсера и О.Конта. По схеме, предложенной О.Контом, автор ищет верования, связанные с фетишизмом, анимизмом, культом солнца, анализирует пережитки олицетворений добра и зла, сил природы, рассматривает взгляды на нечистую силу и ее сообщников.

Фетишизм подразумевает почитание разных предметов и стихий, которым приписываются человеческие качества и потребности. Его остатки сохранились в наиболее глухих и отдаленных местах в виде легенд и поверий. Он отразился в почитании огня и домашнего очага, воды, земли, хлеба, камней, гор и т.д. Огонь в Древней Руси называли Сварожичем и почитали за брата Солнца. Его переносили в новый дом при разделении семьи, свой огонь стремились всячески поддерживать и не давать ему потухнуть. Огнем лечили ряд болезней, например, корчи у младенцев. К почитанию огня автор относит многие практики: прыжки через огонь, одалживание огня, женитьба "комина" на Фомину неделю (Бобруйский уезд, Полесье) и пр. В определенные дни, например, на Пасху, не одалживают огня из печи, потому что верят, что с ним может уйти и благосостояние. Да и в другие дни одалживают огонь весьма неохотно. Взамен одалживающий оставлял в залог какую-нибудь свою вещь, а угли после разведения своего очага должен был вернуть.

Белорусы почитали «езера, кладези и источницы». Ключевая вода считалась «живой», целебной, очищающей, как и огонь. Есть множество поверий, связанных с землей: клятва с землей во рту самая страшная и нерушимая. Конченых грешников земля не принимает, выбрасывая из могил. Перед началом общественных бедствий до восхода солнца можно услышать стоны земли. По хлебу предсказывали судьбу близких. Белорусы верили, что некоторые камни обладают целебной силой и отвечают, например, за поиск жениха или невесты, что за грехи небеса могут заставить человека окаменеть.

Говорится о языческих праздниках хозяйственного года, среди которых были Коляда, Купала, Богач (или Рождество Богородицы). Показаны способы лечения, основанные на заговорах и практика колдовства. Автор отмечает, что знахарские заговоры и колдовские практики ему удалось встретить только в одной семье потомственных знахарей. Эти заговоры передавались по наследству, являясь характерным символом профессии. В качестве колдовских инструментов использовались «перуновы стрелы» - орудия Каменного века, добытые из земли.

Адам Егорович Богданович (1862-1940) - белорусский этнограф, фольклорист, мемуарист, историк культуры, член Ярославской губернской ученой архивной комиссии. В 1920-е г.г. он стал одним из организаторов секции краеведения при Ярославском естественно-историческом губернском обществе. А.Е.Богданович стоял у истоков создания белорусской национальной идентичности.

Исследователь происходил из крепостных крестьян, получил образование в ремесленных мастерских и Несвижской учительской семинарии, в ранней молодости состоял в партии «Народная воля». С 1882 г. занимался сбором фольклорно-этнографического материала. С 1886 г. публиковал свои статьи и материалы по этнографии в «Сборниках Отделения русского языка и словесности Академии наук», а также в периодических изданиях Минска, Гродно, Вильны и др.

С 1892 по 1896 г.г. А.Е.Богданович служил в Гродненском отделении Крестьянского поземельного банка. В это время он был корреспондентом известного фольклориста П.Шейна. В ноябре 1896 г. А.Е.Богданович был переведен по службе в Нижний Новгород. Здесь у него завязались дружеские отношения с М.Горьким, с которым они вскоре породнились, женившись на сестрах - Е.П. и А.П. Волжиных. До 1917 г. А.Е.Богданович работал в различных отделениях Крестьянского поземельного банка, дослужившись до должности управляющего Губернским отделением в Ярославле, и параллельно занимался научной и писательской деятельностью. А с 1920 до 1931 г. был директором научной библиотеки Ярославского государственного музея.