|
Богуславский Н.А. Курс геодезии и приложения ея к изысканиям путей сообщения: Пособие для студентов Института инженеров путей сообщения Императора Александра I, для студентов Института гражданских инженеров Императора Николая I-го, для студентов и учеников других технических учебных заведений, для техников путей сообщения, для строительных техников и землемеров. Первая и вторая части. Спб., типография Ю.Н.Эрлих, 1914. XVI, 594 с., с илл. 27,2 х 18,5 см. Об авторе на титуле: «… заслуженный профессор, инженер путей сообщения». В полукожаном переплете эпохи. Очень хорошая сохранность. На переднем форзаце дарственная надпись: «Дорогому сыну Николаю Николаевичу Соболеву дарю в знак благодарности за хорошую производительную работу в «ГРИИ». Н.Соболев. 24.XII.1945. Ленинград».
Настоящее издание предназначалось для техников-геодезистов и содержало практические знания, которые были им необходимы в повседневной полевой работе. Автор стремится к ясности изложения наиболее трудных частей геодезии, объясняет все базовые ее понятия и основы некоторых смежных наук, например, оптики. Показаны способы съемки рельефных планов местности, использования глазомера для определения примерных расстояний и стереоскопической оптики для точных измерений.
Большое внимание Н.А.Богуславский уделяет специальным приборам и инструментам, используемым в съемках: нониус, лимб, треножники, эккер, буссоль, астролябия, теодолит, дальномер и высотомер, секстан, нивелир, гипсотермометр, мензула, тахеографометр, тахеометр, орограф и т.д. Рассказывается об уровне, диоптрах, трубах и объективах геодезических инструментов. Показаны методы использования инструментов и приборов, способы проверки и коррекции их точности. Даны вычисления расстояний и высот, определяемых приборами. Представлена методика съемки местности, принципы геометрического нивелирования. Рассмотрены способы передачи на картах и планах неровностей поверхности, условные обозначения, применяемые в картографии.
Во второй части книги приводятся конкретные методики исследований в разных сферах: при изучении внутренних водных путей сообщения, проведении изысканий для железных дорог, использовании дальномеров-высотомеров.
Николай Аристархович Богуславский (1844-1919) - инженер путей сообщения, заслуженный профессор, заведующий кафедрой геодезии Института инженеров путей сообщения в С.-Петербурге, член Русского географического общества (за научные заслуги Н.А.Богуславский был награжден медалью Общества). В 1868 г. он окончил физико-математический факультет Харьковского университета и в 1878 г. Институт инженеров путей сообщения. Производил изыскания для железнодорожной линии Тифлис-Джульфа; был начальником изысканий железнодорожных линий Западного края, в частности, Ковна-Янов-Поневеж-Крейцбург. Руководил работами по съемке Волги и опубликовал книгу «Волга как путь сообщения» (1887), в которую включил много новых, до того времени неизвестных материалов по ее гидрографии. Руководил составлением технических проектов улучшения Оки и Волги. Н.А.Богуславскому принадлежит большое число статей, посвященных новым геодезическим приборам и методам съемки, ряд учебников: «Курс высшей геодезии» (выдержавший восемь изданий), «Курс низшей геодезии» (четыре издания) и др.
Настоящий экземпляр принадлежал геодезистам Соболевым, работавшим в Тресте геодезических работ и инженерных изысканий (ГРИИ) в Ленинграде, скорее всего, с конца Великой Отечественной войны. Организация была основана в феврале 1944 г., после снятия блокады, на базе Отдела проектирования и изысканий Архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома, и является ведущим геолого-изыскательным предприятием Ленинграда и С.-Петербурга, играющим первенствующую роль в инженерных изысканиях и планировании застройки. До 1950 г. Трест занимался обновлением топографических планов застроенной части города, внес большой вклад в ликвидацию разрушений времен Великой Отечественной войны. Сотрудники составляли планы и карты, создавали топографическую основу для сплошной газификации и теплофикации исторической части города и сооружения канализационных коллекторов. Они подготавливали базу для строительства метрополитена и планировали вестибюли станций. Дарственная надпись на книге отражает профессиональную династийность. Сын, видимо, работал под руководством отца, в суровых условиях ликвидации последствий войны и блокады. Даря дореволюционную книгу, остававшуюся лучшим учебником геодезии, отец символически закрепляет профессиональную преемственность.