Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. 4 части. Спб., 1907-1918. Экземпляр с автографами и читательскими пометами священника Михаила Кузнецова. Четыре части в двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Автор: Болотов В.В.
Год издания: 1907


Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней церкви. 4 части. Посмертное издание под редакцией проф. А.Бриллиантова. Спб., 1907-1918. 23,4 х 14,4 см. Издание выходило в качестве приложения к «Христианскому Чтению» за 1907-1918 г.г. Экземпляр с автографами и читательскими пометами священника Михаила Кузнецова. Четыре части в двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность: в части IV с. I-XVI и 465-600 отпечатаны на желтой газетной бумаге. На титулах ч. I-II владельческие подписи черными чернилами: «Из библ. Ив.Пл.Кузьмина на память от Н.А.Кузьмин[ой]», «Священ. Мих. Кузнецов 28/VII 1928»; на втором титуле те же две записи, но во второй указана дата: «20 VII 1928»; в тексте обеих частей многочисленные подчеркивания в тексте цветными карандашами и маргиналии на полях чернилами и карандашом, отражающие, часто развернуто, отношение читателя к тексту.

[Часть] I. Введение в церковную историю. (Спб., типография М.Меркушева, 1907). VIII, X, 234 с.
[Часть] II. История церкви в период до Константина В. (Спб., типография М.Меркушева, 1910). XVIII, 474 с.
[Часть] III. История церкви в период Вселенских соборов: I. Церковь и государство. - II. Церковный строй. (Спб., типография М.Меркушева, 1913). XIV, 340, [2] с.
[Часть] IV. История церкви в период Вселенских соборов: III. История богословской мысли. (Пг., Третья Государственная Типография, 1918). XVI, 600 с.

Фундаментальный учебник и главный труд выдающегося историка церкви профессора В.В.Болотова. В нем автор с помощью вспомогательных исторических дисциплин и методов исследования, источников древне-церковной истории, сочинений историков и писателей поздней античности вводит будущих исследователей древнейшей истории христианства в круг проблем того времени. Он представляет греческую, латинскую, сирийскую, египетскую, армянскую церковные историографии. Ученый являлся полиглотом и знал до 20 древних и современных языков, в том числе восточных, что позволило ему изучить источники античного периода христианства в подлинниках. Довольно много внимания уделено и иудаизму, от которого христианство отделилось. Интересно, что христианская проповедь всюду шла за рассеянием еврейской диаспоры.

Показано отношение к христианам язычников Древнеримской империи. Автор анализирует юридические основания древнеримских гонений на христиан и их историю. Изначально язычники не различали ранних христиан и иудеев. Рассмотрены маршруты проповеди первых апостолов, становление христианства в основных центрах Ближнего Востока, Малой Азии, Северной Африки, Европы, Кавказа и Закавказья, Парфии, Аравии, Индии и других регионов. Большое внимание уделяется Армении, Грузии, Эдессе и Сирии, Вавилонии, Александрии и Египту, Константинополю, Персии и отношениям государственной власти с церковью.

Рассмотрена идеология христианства и наслоения на него других культурных и религиозных традиций в разных странах. Разбираются религиозные споры на первых поместных соборах. В них формировались догматы христианства и формулировались ответы на вызовы времени. Христология вплотную соприкасалась с теорией о Логосе. Раскрывается ранняя философия христианства, выходящая из круга греческих богословских понятий, римского права и других ментальных установок. Она породила множество ответвлений, выраженных в ересях и сектантстве. Рассмотрены учения Тертуллиана, Павла Самосатского, Оригена, монтанизм и пр. Религиозные споры порождали многочисленные расколы. Показано формирование церковной дисциплины и обрядов. Вырабатывались принципы, с помощью которых и в последующие века решались церковные противоречия, например, взгляд на перекрещивание еретиков, подходы к вычислению времени празднования Пасхи (погружаясь в этот вопрос, автор сравнивает историю календарей, определения соборов и способы расчета Пасхи).

Исследуя эпоху царя Константина Великого и его преемников, заканчивающуюся после Юлиана Отступника, автор всесторонне разбирает проблему отношений церкви и государства. Он показывает истинные убеждения царя Константина, анализирует мотивы вмешательства светской власти в религиозные споры, поддержки тому или иному направлению христианства. Рассмотрены взгляды императора Юлиана Отступника и его политика в отношении церкви. Изучена борьба христианства с язычеством, права и привилегии церкви, церковный строй, положение клира, формирование церковной иерархии, формы церковных союзов. Представлено развитие богословской мысли в период Вселенских соборов. Даются характеристики основных споров: о св. Троице, о христологии и богочеловечестве, иконоборчестве. Доктрины ариан, несториан, монофизитов и др. сопоставляются со взглядами отцов церкви.

Сравниваются произведения античных христианских и языческих писателей. Автор пользуется достаточно изощренными методами научной критики источников. Исследуется жанр апокрифов, показана его малая достоверность и методы проверки. Изучено отношение к ранним христианам западных и восточно-римских императоров, случаи мученичества и страдания.

Василий Васильевич Болотов (1853-1900) - востоковед и церковный историк, полиглот, знавший свыше 20 языков, профессор древней церковной истории в С.-Петербургской духовной академии. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1893). Доктор церковной истории (1896). Ученый оставил после себя множество ценнейших научных трудов. Владел древними классическими языками (еврейским, сирийским, арабским и др.) и рядом европейских языков; изучил коптский, армянский, грузинский и персидский языки. Происходил из духовного сословия, окончил С.-Петербургскую духовную академию, в 1879 г. защитил магистерскую диссертацию «Учение Оригена о Святой Троице».

Первым владельцем книги был известный востоковед-арабист, исламовед, переводчик ряда классических текстов Иван Платонович Кузьмин (1893-1922). Он окончил Петроградский университет, читал в нем лекции, являлся сотрудником Института востоковедения Академии наук. И.П.Кузьмин был переводчиком таких арабских повестей, как «Мудрость Хикара», «басни Лукмана», «Калила и Димна» и Повести о Хаййе ибн Якзане, написанной Ибн-Туфейлем. Молодой ученый трагически погиб в Петрограде в тюрьме в ходе допросов и жестоких пыток. Его жена, судя по записи на первых томах, передала экземпляр священнику Михаилу Георгиевичу Кузнецову, который и выполнил владельческие записи, а также, видимо, оставил многочисленные маргиналии на полях и пометы в тексте.

Отец Михаил (1890-1967) происходил из семьи столичного служащего. Он с юных лет обладал хорошим голосом и пел в митрополичьем хоре в Александро-Невской лавре. Получил среднее техническое образование. Работая на гражданской службе, участвовал в богослужениях как чтец и клирошанин. В 1921 г. М.Г.Кузнецов был рукоположен во диакона, а спустя год стал пресвитером. Пастырское служение проходил в приходах Кубани. Примкнул к обновленцам и многие годы находился в их среде. В конце 1932 г. был ключарем обновленческого Никольского Синодального собора на Каляевской улице в Москве. В 1936 г. назначен настоятелем храма мучеников Адриана и Наталии в г. Бабушкине на станции Лосиноостровская. В ноябре 1942 г. о. Михаил становится благочинным церквей г. Москвы и области в сане протопресвитера. Считался кандидатом на место обновленческого епископа. Во время войны выступал с патриотическими речами в храме и устраивал молебны о победах советских войск, производил сбор денег на оборону Москвы. Прихожане его храма внесли на оборону около 60 тысяч рублей.

5 декабря 1943 г. о. Михаил принес покаяние патриарху Сергию (Страгородскому) и вернулся в лоно Русской Православной церкви (Московского Патриархата) в сане протоиерея. С 1949 г. был настоятелем храма Всех Святых во Всехсвятском на Соколе. В мае 1957 г. вновь стал настоятелем храма мучеников Адриана и Наталии в г. Бабушкине, где и нашел последнее пристанище.