|
Большой Успенский Собор в Москве: Собрание фототипических снимков, издаваемых по случаю совершившагося обновления Успенскаго Собора ко дню Священнаго Коронования Их Императорских Величеств. Изображения общаго и детальнаго видов Собора, ремонтныя работы, Св. иконы, раки Святителей, стенная иконопись и древние Свящ. предметы Соборной ризницы. Издание князя Андрея Ширинскаго-Шихматова. Доход с сего издания поступает в пользу Успенскаго Собора. М., Т-во Скоропечатни А.А.Левенсон, 1896. [2], 16, IV, [2] с.; 6 л. черт., 165 л. илл. 23 х 31,2 см. Издание посвящено императору Николаю Александровичу. В современном цельнокожаном переплете с золотым тиснением на корешке и передней крышке. Золотые дублюры, муаровые форзацы. Сохранены все защитные кальки перед иллюстрациями. Отличная сохранность.
Среди всех соборов России собор Успения Пресвятой Богородицы в Москве занимает по значимости первое место. Основанный митрополитом Петром в XIV веке как кафедральный, собор стал центром новой митрополии, тем самым символически освящая и благословляя Москву на роль общерусского религиозного и политического центра и на собирание раздробленных русских княжеств в единое централизованное государство.
Здание собора было построено итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти в 1470-е г.г. Московский собор Успения в течение шести веков являлся средоточием церковной и государственной жизни сначала Московского царства, а потом Российской империи. В нем проходили коронации русских царей и императоров, здесь через таинство миропомазания они получали благодатные дары св. Духа для своего служения. К 1890-м г.г. собор значительно обветшал и нуждался в капитальной реставрации. Реставрационные работы проходили под руководством специального комитета, одним из руководителей которого стал прокурор Синодальной конторы кн. А.А. Ширинский-Шихматов. В нее также входили крупные археологи и архитекторы. В 1894 г. начались реставрационные работы, они велись достаточно поспешно, чтобы подготовить храм к церемонии коронования Николая II и его супруги.
В настоящем альбоме кратко освещена история собора, ход реставрационных работ, даны планы и чертежи храма. В альбоме помещены 165 листов иллюстраций, на которых изображены виды собора до реставрации и после, фотографии наиболее значительных повреждений - трещин в стенах, дефектов росписей и так далее. Представлен ряд снимков внешних и внутренних реставрационных работ. Сделаны уникальные снимки тех частей собора, в которые можно было добраться только по строительным лесам, например, входа в тайную казну, находившуюся в большом куполе, и ее внутреннего вида.
Основной массив снимков представляют виды иконостаса, составляющих его отдельных икон, а также виды фресок. В процессе реставрации храма впервые проводилась последовательная фотофиксация всех настенных изображений, в том числе и фресок труднодоступных верхних ярусов. В альбоме репродукции с этих фотографий публиковались впервые. Особое место уделено наиболее ценным святыням собора, среди которых одной из важнейших является чудотворная Владимирская икона Пресвятой Богородицы в окладе и без него. Большую ценность представляют и снимки икон соборного иконостаса, являющегося одним из наиболее древних и ценных в России. В ходе реставрационных работ были открыты и новые иконы, например, на тыльной стороне иконы Пресвятой Богородицы Иерусалимской, датирующейся XVI веком, под слоем краски оказался образ распятия Господня XIII века.
Андрей Александрович Ширинский-Шихматов (1862-1927) - русский государственный деятель. В разные годы занимал должности губернатора Твери, обер-прокурора Синода, члена Государственного Совета.