Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Ботезат Г. Баллистическия таблицы для метания бомб с воздухоплавательных аппаратов. Пг., 1916. В издательском переплете и художественном футляре. Редкость. Вышло под грифом: «Секретно. При спуске в районе неприятеля уничтожить». С автографом А.В.Шиукова.

Автор: Ботезат Г.А.
Год издания: 1916


Ботезат Г.А. Баллистическия таблицы для метания бомб с воздухоплавательных аппаратов. Серия первая: Для собственных скоростей воздухоплавательных аппаратов от 25 мт./сек. до 30 мт./сек. Печатано по распоряжению Главнаго Военно-Техническаго Управления. [Пг., типография «Орбита»], 1916. 57 л. табл.; 2 круговых указателя на форзацах. Экземпляр летчика-изобретателя А.В.Шиукова с его автографом на титульном листе. Малотиражное издание, отпечатано на толстой бумаге под грифом: «Секретно. При спуске в районе неприятеля уничтожить». В издательском переплете. В современном художественном футляре. На передней крышке указан номер экземпляра: «366». Отличная сохранность. Экземпляр представляет историческую ценность. Редкость.

Настоящее издание - это первое русское руководство по бомбометанию, использовавшееся летчиками во время Первой мировой войны и позже. В руководстве представлены инструкции и таблицы, необходимые для вычисления траектории падения бомб, которая зависела от скорости полета, веса бомбы и расстояния до земли. Два круговых указателя представляют собой простейшие инструменты для выбора баллистических таблиц и определения абсолютной скорости полета. Эти указатели при частом использовании или неаккуратном обращении утрачивались, особенно когда справочник использовался прямо в полете. В то время точность бомбометания зависела только от глазомера и скорости расчетов. Все расчеты летчик производил в голове. Так, скорость движения самолета вычислялась методом двойного визирования.

Все вычисления в таблицах принадлежат профессору Петербургского политехнического института Георгию Александровичу Ботезату (1882-1940), ученому, изобретателю и математику, построившему первый в мире вертолет. Он стал одним из первых крупных русско-американских авиаконструкторов. Г.А.Ботезат получил великолепную инженерную подготовку. С Золотой медалью закончив механическое отделение Харьковского технологического института и Электротехнический институт Монтефиоре в Льеже (Бельгия), стажировался в Геттингенском и Берлинском университетах. В 1911 г. в Сорбонне защитил первую докторскую диссертацию по авиации «Исследования в области стабильности аэроплана». С того же года преподавал в Санкт-Петербургском политехническом институте.

Во время Первой мировой войны Г.А.Ботезат работал в качестве эксперта в различных военно-технических учреждениях. Весной 1916 г. он вошел в Технический комитет вновь созданного Управления Военно-Воздушного флота Военного министерства. В мае 1918 г., получив приглашение на работу в США, Г.А.Ботезат покинул Петроград и нелегально покинул Россию. Работал экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике. В 1921 г. Конгресс выделил ему огромную по тем временам сумму в 200 000 долларов на постройку экспериментального вертолета. В 1922 г. Г.А.Ботезат построил свой четырехвинтовый вертолет. Это был первый вертолет американских ВВС и первый вертолет, успешно совершивший управляемый полет. Позже Г.А.Ботезат основал фирму по производству мощных вентиляторов, поставлявшихся на военный флот США. В 1936 г. он вернулся к экспериментам с вертолетами, создав фирму «Helicopter Corporation of America». Г.А.Ботезат занимался исследованиями траекторий полета в воздушном и безвоздушном пространстве, в частности рассчитал траекторию полета на Луну, позже использованную при разработке проекта «Аполлон».

Настоящий экземпляр издания принадлежал Алексею Владимировичу Шиукову (1893-1985), одному из первых российских летчиков-асов и авиаконструкторов. А.В.Шиуков начал конструировать планеры еще будучи учеником Тифлисской гимназии. Он первым в Российской империи поднял такой планер в воздух, пролетев на нем 100 метров, за что был исключен из школы. Экзамены о среднем образовании ему пришлось сдавать экстерном. Он сам сконструировал свой первый самолет и летал на нем. В Первой мировой войне А.В.Шиуков участвовал добровольцем. Закончил Гатчинскую летную школу, был одним из пионеров истребительной авиации. Служил в авиагруппе Е.Ф.Крутня, капитана авиации, одного из лучших военных летчиков времен Первой мировой. Сначала А.В.Шиуков воевал как разведчик, затем как истребитель, осуществлял и бомбометания, воюя во Второй бомбардировочной авиагруппе на самолете «Ньюпор-12». Он описывает практику бомбардировок и в своих воспоминаниях: бомбы были в большом дефиците, как и многие другие принадлежности, относящиеся к авиации. Вместо бомб летчики использовали металлические стрелы, которые сбрасывали против кавалерии, в отсутствие бомб они применяли также пустые металлические бочки и канистры с проделанными в них отверстиями. При полете эти «муляжи» создавали ужасный шум и сеяли панику в противнике. А.В.Шиуков совершил за время войны более 200 вылетов, сбил один немецкий самолет, пережил аварию в воздухе и последующую трепанацию, был удостоен Георгиевского креста.

А.В.Шиуков принял советскую власть, воевал на стороне красных в Гражданской войне. В это время он был начальником одного из отделов Московской окружной коллегии по управлению Воздушным флотом. Разработал проект создания полевого управления авиацией и управления авиацией фронтов и армий для координации действий летчиков. Большевики, однако, всегда относились к нему настороженно. Л.Д.Троцкий называл его «редиской», за то, что, по словам военного вождя, А.В.Шиуков был «красный снаружи, белый внутри». Это проявлялось, например, в том, что летчик был против расстрелов на фронте без суда и следствия людей, нарушавших военную дисциплину. Позднее А.В.Шиуков командовал авиацией Восточного и Туркестанского фронтов, Московского и других военных округов, участвовал в создании Аэрофлота. В конце 1920-х г.г. его дважды пытались ликвидировать в Главном военном госпитале, видимо, за независимость взглядов и осведомленность о раннем этапе партийной работы И.Сталина на Кавказе, после чего он уволился в запас.

Во время Великой Отечественной войны А.В.Шиуков преподавал тактику в Военно-Воздушной академии имени Жуковского, работал в Главном управлении ВВС и в войсках ПВО. В 1948 г. ушел в отставку в звании полковника. А.В.Шиуков написал десятки книг по боевому применению авиации, истории и технике самолетостроения. Он является автором десятков изобретений в области гражданской и военной авиации. В преклонном возрасте он разрабатывал проект «махолета» - летательного средства, устроенного по принципу движения птичьих крыльев. Успеха в развитии этой технологии желал ему Юрий Гагарин в подписи на одной из совместных фотографий.