|
Бродский И. Стихотворения и поэмы. [Вашингтон - Нью-Йорк], 1965. 235, [4] c. 20 х 14,3 см. Первый прижизненный сборник произведений И.Бродского, изданный за границей исключительно малым тиражом и принесший поэту мировую известность. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Большая редкость.
Библиография: Kazak, p. 123; Россия вне России. Электронная библиотека Андрея Савина.
Знаменитое издание, ставшее первым опубликованным сборником стихов и поэм И.Бродского, который принес ему широкую известность на Западе и открыл миру русской эмиграции большого поэта в Советской России. В сборник вошли 60 стихотворений 1957-1962 и 1964 г.г. и пять поэм, среди которых были «Шествие», «Холмы», «Исаак и Авраам», «Гость». В числе стихов: «Пилигримы», «Рыбы зимой», «Проплывают облака», «Еврейское кладбище около Ленинграда…» и другие культовые вещи поэта. Ценность сборника состоит в том, что в него попали самые ранние стихи, которые в других случаях часто не выдерживают испытания временем, но именно они показывают мастерскую И.Бродского, его лабораторию, свободу эксперимента. О незрелости некоторых опубликованных стихов говорили многие авторитетные критики того времени, отзываясь на сборник. Однако в сочетании с произведениями 1964 г. они ярко свидетельствуют о росте мастерства поэта. Замечательно, что количество рецензий на первый сборник И.Бродского, появившихся на Западе, было больше, чем на его последующие книги.
«Стихотворения и поэмы» увидели свет в марте 1965 г. благодаря уникальному стечению обстоятельств, без ведома и согласия автора. И.Бродский в это время отбывал ссылку в глухой деревне Норинской в Архангельской области после вынесенного ему приговора по делу о «тунеядстве». Он был осужден на пять лет принудительных работ. Необычный и нелепый процесс вызвал на Западе интерес к поэту. Так о нем узнали раньше, чем о его стихах. Благодаря широкому отклику на Западе на резонансное дело, статьям и передачам на радио, публикации представленного сборника, а также кампании по защите И.Бродского, организованной деятелями культуры в СССР, поэт был освобожден из ссылки досрочно - уже осенью 1965 г.
В начале сборника помещена статья Георгия Стукова, в которой освещается процесс над И.Бродским, получивший широкий общественный резонанс в Европе и США, анализируется творчество поэта и его культурно-исторический контекст. Под псевдонимом внизу статьи скрывался составитель сборника Глеб Струве, профессор русской литературы Калифорнийского университета в Беркли, подготовивший книгу к изданию. Его деятельность у партийных властей в СССР вызывала резкое раздражение. Г.Струве изменил имя и местом написания предисловия указал «Мюнхен» в целях конспирации, чтобы не компрометировать И.Бродского.
В основу книги легли самиздатовские копии произведений поэта, отпечатанные на машинке и ходившие по рукам уже несколько лет. К тому времени поэт в кругах ленинградской литературной молодежи признавался наиболее яркой и талантливой фигурой. Он был принят в доме А.Ахматовой. Поэтесса, высоко оценив талант И.Бродского, использовала строчку из его стихотворения в качестве эпиграфа к своему собственному. Но стихи его в советских журналах и сборниках практически не печатали.
Как выяснилось годы спустя, стихи И.Бродского, попавшие в издание, были собраны и размножены в 1962 г. собирателями неофициальной русской поэзии Константином Кузьминским и Григорием Ковалевым, большими почитателями творчества молодого поэта. Стихи эти отпечатал на своей машинке их друг и единомышленник Борис Тайгин. Отдельно, но в том же кругу, перепечатывали и размножали поэмы И.Бродского. Затем обе подборки были отправлены в Москву Александру Гинзбургу, составителю самиздатовского журнала «Синтаксис». Когда начался процесс над Бродским, А.Гинзбург отправил свои материалы за границу, где они и превратились в 1965 г. в книгу.
Интерес к фигуре И.Бродского на Западе был вызван именно политическим делом и судом. Интерес же к поэзии рождался на фоне этих преследований. И политика тут затмевала художественное творчество. Однако Г.Струве хотел при помощи сборника привлечь внимание к таланту поэта, а не к преследованиям свободного художественного слова в Советском Союзе.
Книга И.Бродского была опубликована в издательстве «Международное литературное содружество». В этом же издательстве были напечатаны или готовились к изданию сборники произведений А.Ахматовой, О.Мандельштама, Н.Гумилева, Н.Заболоцкого и других авторов, которых не публиковали в то время в СССР. Директором издательства был писатель Борис Филиппов, эмигрант второй волны.
Выход долгожданного сборника был омрачен полученным на Западе письмом Бродского с протестом против публикаций его произведений. Оно было написано И.Бродским 2 февраля 1965 г. в Норенской и вывезено из Ленинграда американским славистом Биллом Чалсма. Бродский был против печати, так как не мог гарантировать, что стихи его, не мог вычитать текст перед изданием. Кроме того, свои ранние произведения он считал уже несвоевременными и изжившими себя. По его мнению, несанкционированная публикация его стихов на Западе могла навредить попыткам друзей Бродского добиться пересмотра его дела. Тем не менее, именно эта первая книга в совокупности с судом над поэтом, по выражению А.Ахматовой, «сделала» Бродскому биографию, вызвав наибольший резонанс в литературных кругах русской эмиграции.
В 1967 г. вышел первый сборник переводов И.Бродского на английский «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems». В 1970 г. В Нью-Йорке была опубликована его книжка «Остановка в пустыне». В 1972 г. И.Бродский был лишен советского гражданства и выслан из России. В том же году он поселился в США, где стал приглашенным профессором факультета славистики в Мичиганском университете. В 1987 г. И.Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.