|
Бухгейм Б. По Италии. М., [типография Т-ва И.Н.Кушнерев и Ко], 1914. [6], 304, [4] с.; 32 л. илл. 19,5 x 15 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.
Библиография: Международная книга, 16-11, 54-93.
Бернгард (Борис) Николаевич Бухгейм (1885-1957) - известный московский искусствовед. Окончил историко-филологический факультет Московского университета и факультет истории искусства Мюнхенского университета. После 1917 г. работал в системе советской книжной торговли.
Итальянские очерки Б.Н.Бухгейма выросли из беглых путевых набросков. Автор, будучи профессиональным искусствоведом, именно с этой точки зрения описывал свои путешествия. Здесь практически нет «посторонних» наблюдений за повседневной жизнью тех или иных городов, которые посетил автор, или «туристических» зарисовок. Все внимание приковано к памятникам архитектуры, скульптуры и живописи, начиная с античных.
Рассказ об итальянском искусстве Б.Н.Бухгейм начинает с описания Рима, он говорит о его гипнотизирующей красоте и приводящем в полную растерянность ощущении огромного исторического опыта, буквально сводящего с ума неподготовленного гостя «Вечного города». Б.Н.Бухгейм обращает внимание не на все произведения искусства вообще, но только на те (например, Пантеон или собор св. Петра), которые позволяют осветить целую эпоху в бесчисленных «слоях» римской истории. Рим предстает в очерках Б.Н.Бухгейма многоликим: утонченным и извращенным в своем язычестве, экзальтированным в своей христианской вере, успокоившимся великосветским городом почтенных сеньоров.
В центре внимания автора - в основном великие города Северной и Центральной Италии. Б.Н.Бухгейм представил в очерках «лики» Флоренции, Перуджи, Сиены, Венеции, Милана, а также дал отдельные глубокие характеристики наиболее выдающихся шедевров итальянского искусства, таких, как виллы Боргезе и Медичи, дворец Питти, Сикстинская капелла, музеи Ватикана, галерея Уффици, фрески Рафаэля или живопись Кастаньо. Ценность очерков в том, что живопись, архитектура и скульптура, от поздней античности до барокко, описаны в них во взаимосвязи форм и времен, течений и школ. Поэтому книгу Б.Н.Бухгейма можно назвать не только путеводителем, при этом предназначенным для увлеченного и подготовленного читателя, но и одним из заметных трудов в русской литературе по истории итальянского искусства.