|
Чекановский А. К уяснению учения о самоуничижении Господа нашего Иисуса Христа. (Изложение и критический разбор кенотических теорий о Лице Иисуса Христа). Киев, Тип. Акц. Об-ва «Петр Барский в Киеве», 1910. [2], IV, 220, [2] с. 23 х 14,9 см. Экземпляр магистерской диссертации будущего обновленческого первоиерарха Украины митрополита Александра с его автографом. Малотиражное издание. В полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность. Внизу корешка тиснена аббревиатура: «Б.К.М.М.» (Библиотека Киевского Михайловского монастыря). На передних форзацных листах дореволюционная печать библиотеки Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря. На титульном листе автограф автора орешковыми чернилами, отдельные буквы срезаны при переплете: «В библиотеку Михайловскаго монастыря от благодарнаго автора. г. Киев 10 янв. 191...». Экземпляр представляет историческую ценность.
Книга является публикацией текста магистерского исследования А.И.Чекановского. Его защита состоялась в Киевской духовной академии 10 января 1911 г. Рецензентом был выдающийся богослов, профессор той же академии М.Н.Скабалланович, автор «Толкового Типикона» и серии книг «Христианские праздники».
В диссертации исследуются учения о тайне Лица Иисуса Христа, в котором сочетались божественная и человеческая природы. Эти теории получили широкое развитие, в частности, в протестантском богословии. А.И.Чекановский анализирует их содержание и эволюцию. Они называются кенотическими, от греческого слова «кеносис» - опустошение, и рассматривают самоуничижение Христа через вочеловечивание и добровольное принятие «позорной» смерти на кресте. Бог снизошел до греховного человека, воплотился, учил любви, приняв образ раба, взяв на себя человеческие болезни, вызывая смех и унижения со стороны неверующих, принял крестные страдания. Почему?
В протестантском мире с XVI века рождалось множество теорий, отвечавших на этот вопрос. Их приверженцы считали, что во Христе по высшей воле Бога божественное достоинство было на время умалено, что человеческая его природа временно доминировала над божественной. Автор противопоставляет подлинный евангельский образ Иисуса Христа кенотическим представлениям о нем протестантских богословов. Исследователь говорит, что протестантская богословская мысль активизировалась в разработке новых кенотических концепций в последней четверти XIX века, и это отражает как изменения в западном обществе, так и новые его духовные запросы.
Отвечая на эти запросы, протестантские ученые всесторонне исследовали человеческую сторону Лица Иисуса Христа, рассматривали ее как настоящую человечность, ставили вопрос о его искушаемости, его человеческом знании и других человеческих проявлениях. Надо сказать, что в ХХ веке эти вопросы еще в большей степени интересовали христианских богословов. Но если представители гуманистического направления в протестантском богословии отходили от христианских догматов, то кенотики стремились развивать свои идеи, руководствуясь догматами. Так они совершенствовали общехристианскую богословскую науку.
Алексей Иванович Чекановский (пострижен в монашество с именем Александр; 1881-1937) - магистр богословия, обновленческий митрополит Киевский и Галицкий. Происходил из старинного воронежского священнического рода, его предки были протоиереями, настоятелями Валуйского Владимирского собора. А его отец Иоанн Чекановский стал епископом Валуйским, а позднее викарием обновленческой Воронежской епархии.
Будущий обновленческий первоиерарх окончил в 1905 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был оставлен для подготовки к званию магистра. В 1912 г. после защиты стал доцентом в Киевской академии, а через год - экстраординарным профессором. В 1921 г. А.И.Чекановский был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. Вскоре он был рукоположен в сан епископа Бердичевского и викария Киевского. В сентябре 1922 г. он уклонился в обновленчество, являясь епископом Бердичевским и Уманским. В 1928 г. архиеп. Александра избрали митрополитом Киевским и Галицким. С этого времени он возглавлял обновленческий раскол как «Первоиерарх Украины». Его Кафедральным собором стала Притисско-Николаевская церковь в Киеве. В конце 1937 г. митрополит Александр был арестован как участник организации, занимавшийся контрреволюционной агитацией, и 10 декабря 1937 г. расстрелян.