|
Чистович И.А. Руководящие деятели духовнаго просвещения в России в первой половине текущаго столетия. - Коммиссия Духовных Училищ. Спб., Синодальная типография, 1894. [4], IV, 381, [2] c. 26,2 х 17,5 см. Малотиражное издание, выпущенное сыном автора. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкость.
Книга доктора богословия Илариона Алексеевича Чистовича вышла уже после смерти автора. Она стала его итоговым трудом, поскольку основная тема, которой она посвящена, объединяет в себе множество частных тем, связанных с персоналиями и организациями, историей которых ученый занимался на протяжении всей жизни, исследуя их в статьях или монографиях. Так, И.А.Чистович посвятил отдельные работы деятельности М.М.Сперанского, истории перевода Библии на русский язык, работе Санкт-Петербургской Духовной академии и т.д. Для ученого тема становления централизованной системы духовного образования стала со временем главной, поскольку он сам был членом Учебного комитета при Синоде. Доступ ко всем документам исследователь имел благодаря руководству Канцелярией обер-прокурора.
В центре внимания историка находятся взаимоотношения высших иерархов церкви и обер-прокуроров Святейшего Синода, и их совместная работа по созданию новой системы образования. Автор на основе богатого архивного материала, в том числе ранее не вводившегося в научный оборот, рассказывает о деятельности митрополита Амвросия, князя А.Н.Голицына, М.М.Сперанского, архиепископа Филарета Дроздова, князя П.С.Мещерского, митрополита Евгения Болховитинова, архиепископа Филарета Амфитеатрова и др.
Историк удивительно интересно раскрывает роль личности в истории, показывая, как совершенно разные по возрасту, духу и мировоззрению люди, например, обер-прокурор А.Н.Голицын и митрополит Амвросий, могли совместно работать над созданием новой системы духовного просвещения. Эта система сыграла значительную роль не только в повышении общего уровня образованности духовенства разных уровней. Она оказала влияние на систему просвещения в целом, поскольку определенное время духовными делами и народным просвещением руководило одно министерство.
Реформа заключалась в создании широкой сети духовных учебных заведений по всей стране и в выстраивании их в составе академических округов в одну систему из начальных училищ, семинарий и академий. Начальные училища заканчивали, в том числе, крестьяне и мещане, получив со временем возможности для дальнейшего среднего и высшего духовного образования. Белое духовенство стало со временем одной из наиболее демократических и многочисленных прослоек общества.
Особенно продуктивно на раннем этапе реформы было сотрудничество князя А.Н.Голицына и статс-секретаря М.М.Сперанского, имевшего базовое духовное образование. В это время происходит закладка новой системы. А среди главных задач находится поиск источников финансирования новых школ. В круг финансовых расходов было введено и оказание материальной помощи бедным ученикам, что делало начальную школу более доступной.
Большое внимание И.А.Чистович уделяет административной части работы Синода и законодательству. Привлеченные им документы выявляли механизмы работы синодальной системы, в том числе и конфликты между обер-прокурорами и духовными иерархами, разлад между чиновниками и церковью, злоупотребления должностных лиц в борьбе за власть и деньги. Автор охватывает все аспекты проблемы реформы образования: создание идеи, экономических, юридических способов ее решения и осуществление идеи на практике. И в этой связи интересны сюжеты, связанные с ростом мистицизма и деятельностью масонских лож во второй период правления императора Александра I, а также с работой Библейского общества по переводу Библии на русский язык. По отдельным вопросам развития системы духовного просвещения в книге имеются материалы до 1867 г., поскольку сын исследователя при издании добавил их в виде прибавлений к книге.
И.А.Чистович своим исследованием внес в науку множество новых фактов и новые взгляды на систему духовного образования в России и на крупных церковно-исторических деятелей. Помимо этого, сочинение посвящено рассмотрению работы Комиссии духовных училищ как особого учреждения, игравшего ведущую роль в области духовного образования России.
Иларион Алексеевич Чистович (1828-1893) - выдающийся церковный историк, доктор богословия, тайный советник. Его преподавательская и научная деятельность прошла при Санкт-Петербургской Духовной академии, где он с 1853 г. возглавлял кафедру философии, преподавал психологию и философию, а с 1856 г. носил звание профессора. С 1866 по 1882 г.г. он преподавал философию в Императорском училище правоведения - наиболее привилегированном учебном заведении императорской России. Его исследование «История Санкт-Петербургской Духовной академии» (1857) было удостоено Академией наук Демидовской премии. А сочинение «Феофан Прокопович и его время» было награждено Демидовской (1865) и Уваровской (1867) премиями, став одним из главных трудов историка. Полную премию митрополита Макария заслужил его «Курс опытной психологии» (1868), утвержденный в качестве учебника для духовных семинарий. В 1871 г. И.А.Чистович защитил диссертацию на степень доктора богословия, а в 1874 г. был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук. Ученый состоял вице-директором Канцелярии обер-прокурора Священного Синода.