Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Чудаков Е.А., проф. Динамическое и экономическое исследование автомобиля. М., 1928. Первый в мире капитальный труд о расчетах и конструировании автомобилей. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохр. Редкость.

Автор: Чудаков Е.А.
Год издания: 1928


Чудаков Е.А., проф. Динамическое и экономическое исследование автомобиля. М., издание Научно-Технического управления ВСНХ, 1928. 408 с., с илл. 25,7 х 16,6 см. Тираж 1000 экз. Малотиражное ведомственное издание. Книга впоследствии не переиздавалась. Первый в мире капитальный труд о расчетах и конструировании автомобилей. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкость.

В 1928 г. проф. Е.А.Чудаков опубликовал первый, как у нас в стране, так и за рубежом, капитальный труд по проблемам расчета и конструирования автомобиля «Динамическое и экономическое исследование автомобиля». В нем автор обобщил опытные данные, полученные в лабораториях профильного научного института НАМИ и в ходе автопробегов 1912, 1923 и 1925 г.г. В частности, испытания проходили полуторатонные грузовики Фиат (1915 г. выпуска), Амо, Рено, а также легковой автомобиль Австро-Даймлер 1925 г., автобус Ланчиа, автомобили марок Троян, Рено-такси, Мерседес 15, Румплер, Татра, Опель, Форд, Паккард, Линкольн, Студебеккер, Кадиллак, Додж, Крайслер и др.

Исследователь рассматривает динамические свойства и экономичность автомобиля как главные его характеристики. В книге формируются основные параметры теории автомобиля. Е.А.Чудаков представил рабочий баланс автомобиля, основные типы автомобилей, характеристики автодвигателей; определение внешних и внутренних сил, воздействующих на автомобиль, причины потерь мощности и т.д.

Говоря о динамических свойствах, автор изучил тяговый баланс автомобиля, влияние ускорения и подъема на скорость и запас мощности. Показано, от чего зависит время и путь разгона. Выявлено влияние многих факторов на динамические свойства автомобиля (передачи и число передач в коробке скоростей, характеристики двигателя, вес автомобиля, площадь лобового сопротивления и т.д.). Дается динамический расчет характеристик, позволяющий вычислять ключевые параметры легковой и грузовой техники при ее проектировании. Многочисленные коэффициенты рассчитаны на основе опытных данных по испытанию автомобилей во время автопробегов и в лабораториях. Анализируется, от чего зависит экономичность транспортных средств. Главным показателем ее является потребление горючего на единицу работы. Ученый устанавливает КПД двигателей в разных условиях. Просчитано влияние уже названных факторов, в том числе запаса мощности, на экономичность. Изучено значение дополнительной передачи и компрессорного двигателя. Так, дополнительная передача повышала экономичность грузовиков на порожнем ходу.

В конце 1920-х г.г. СССР находился перед сложным выбором: какие машины закупать за рубежом, а какие начать производить внутри страны? Был взят курс на индустриализацию и коллективизацию, составлялись планы первой пятилетки. Для знакомства с техническими характеристиками автомобилей разных производителей в стране устраивали масштабные автопробеги, в которых участвовали все главные мировые производители автомобилей. Методика оценки и расчета динамических качеств и экономичности как нельзя лучше соответствовала этому базовому запросу государства. Главным вводным для Е.А.Чудакова были плохие дороги, поэтому от автомобиля требовалась повышенная проходимость, износоустойчивость и экономичность.

Автор с учениками провел динамические и экономические исследования целого ряда иностранных автомобилей своего времени, в том числе: Руссо-Балта (1910, 1912 г.г. выпусков), Мерседеса 15 и 24, Бьюика, Рено, Бенца и др. Среди испытанных автомобилей были легковые, гоночные, грузовые и пассажирские. Сравнивая европейские и американские модели, исследователь отдавал предпочтение американским маркам, в частности, Форду. Он говорит, что американские автомобили на том этапе развития техники дошли в своей экономичности до возможного максимума. Наибольший интерес на русских грунтовых дорогах представляли по итогам пробега 1925 г. автомобили Форд и Татра. В книге рассматриваются новые идеи в автомобилестроении, появившиеся на рубеже 1920-х - 1930-х г.г. Данные по маркам автомобилей приводятся в сводных таблицах.

Этой монографией была заложена теория движения автомобиля, устанавливающая связь между конструкцией автомобиля и эксплуатационными характеристиками. Впоследствии Е.А.Чудаков написал серию учебников по конструкции, теории и расчету автомобиля, по которым учились многие поколения студентов. Эти книги и ряд других его изданий были переведены на главные иностранные языки.

Евгений Алексеевич Чудаков (1890-1953) - выдающийся инженер с мировым именем, основоположник автомобилестроения в СССР, родоначальник теории автомобиля, основатель научной школы «Проектирования и конструирования автомобилей», академик АН СССР (1939), лауреат двух Сталинских (1943, 1951) и Государственной премий (1944). Он вошел историю как основоположник науки об автомобиле не только у нас в стране, но и в других индустриально развитых государствах.

Е.А.Чудаков родился в с. Сергиевском Тульской обл. Начальное и среднее образование получил в приходской школе и в уездном четырехклассном училище. В 1909 г. он экстерном выдержал экзамен за среднюю школу и поступил на механическое отделение Императорского Московского технического училища (МВТУ им. Н.Э.Баумана), выдержав конкурс в 20 человек на место. Работая на заводе для оплаты своего обучения, Е.А.Чудаков освоил профессии слесаря и механика по производству двухтактных двигателей внутреннего сгорания, разработал собственную конструкцию двигателя и написал на этой основе свою первую научную работу. Окончив одним из лучших учеников училище в январе 1916 г. по специальности «Двигатели внутреннего сгорания», он был оставлен на кафедре автомобилей и легких двигателей.

В июле 1916 г. Е.А.Чудаков был командирован в Англию для военных закупок автомобилей и мотоциклов. В марте 1918 г. он вернулся в Россию и был приглашен в Автоцентр, а затем в Центральную Автосекцию ВСНХ в качестве заведующего лабораторным подотделом. Вскоре он стал помощником заведующего Научной автомобильной лабораторией (НАЛ) в Научно-техническом отделе ВСНХ. Молодой инженер предлагал создать при ВСНХ научно-исследовательскую базу автомобилестроения.

Е.А.Чудаков разработал теорию автомобиля, а также теорию устойчивости и управляемости, инициировал создание института, который мог бы объединить все отрасли машиностроения: теорию машин и механизмов, износ деталей, конструирование и расчет деталей машин, технологию машиностроения. На основе лаборатории (НАЛ) в 1921 г. был создан Научный автомоторный институт (НАМИ), в котором Е.А.Чудаков стал заместителем директора. В 1924 г. он был отправлен в командировку в Германию, Францию и Англию для освоения передового опыта автомобильной промышленности Запада. В 1929 г. Е.А.Чудаков с делегацией советских автомобилистов ездил в США для изучения опыта автомобилестроительных компаний, ознакомился с конвейерным производством на заводе Форда в Детройте, подготовил полное аналитическое исследование автомобильной отрасли США, на основе которого предложил свое видение организации советской автопромышленности. Ученый впервые выдвинул идею полноприводного автомобиля для советских бездорожий. В 1936 г. Е.А.Чудаков основал кафедру «Автомобили» в МВТУ им. Баумана, став ее первым заведующим. Кроме того, он был председателем Всесоюзного совета научных инженерно-технических обществ, председателем Редакционного совета энциклопедического справочника «Машиностроение», членом главной редакции БСЭ, депутатом Моссовета. С 1936 по 1938 г.г. он заведовал кафедрой «Автомобили» Московского автотракторного института имени М.В.Ломоносова, в 1939-1942 г.г. был вице-президентом Академии наук, создал Институт машиноведения АН СССР и стал его первым директором. Ученый внес большой вклад в разработку техники для бронетанковых войск, особенно в увеличение проходимости военной техники и создание полноприводных внедорожников. Его роль была особенно выдающейся в годы Великой Отечественной войны.