|
Дебу К. Подводное плавание: История подводнаго плавания, современные успехи техники субмарин и значение их в военно-морском деле и для научных изысканий. По Ноаля, Гаже, Бургойну, Дельпеше и по другим новейшим данным составил К.Дебу. С многочисленными иллюстрациями. Спб., типография А.С.Суворина, 1905. 222, [2] с., с илл. 23,7 х 16,2 см. Отдельный оттиск из «Нового журнала литературы, искусства и науки» за 1905 г., № 2-12. Одна из первых русских книг, посвященных подводным лодкам. Малотиражное издание, распространялось среди подписчиков журнала. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.
Книга вышла в ответ на практический запрос русского флота, возникший во время русско-японской войны 1904-1905 г.г. В это время в России начали активно собирать народные пожертвования на создание подводных лодок. На основе ряда новейших на тот момент иностранных и отечественных специальных исследований автор рассказывает, что представляет собой подводная лодка, какой аппарат нужно изобрести, чтобы стало возможно подводное плавание. Уже тогда было понятно, что новый аппарат должен иметь возможность плавать как обычное судно, по желанию быть способным погружаться на любую заданную глубину, подниматься к поверхности, маневрировать и двигаться под водой к намеченной цели, быть безопасным для экипажа. Лодка должна также быть оснащена оружием для нападения, безопасным для самой лодки, и иметь средства защиты от вражеских судов. Коммерческие лодки должны иметь в своем распоряжении орудия для производства определенных подводных работ. Форма подводной лодки должна быть наиболее выгодна против сил сжатия, придавать кораблю устойчивость и позволять развивать наибольшую скорость.
Инженерам часто приходилось решать очень сложные задачи, преодолевая практические противоречия в процессе проектирования и строительства подводных лодок. Долгое время трудной проблемой было погрузить лодку под воду и на заданную глубину, а еще заставить ее двигаться на выбранной глубине. Сложной проблемой было устройство моторов, приводивших в движение гребные винты. Двигатели паровые и внутреннего сгорания требовали большого количества кислорода для процесса горения, создавали проблемы выбросов продуктов горения и опасности перегрева. Электродвигатели были громоздкими, несли малый заряд и были опасны при маневрировании. Но самым затруднительным оказалось решить проблему устойчивости и движения по одной горизонтальной плоскости без скачков вверх и вниз. Задача устойчивости не была решена полностью и в начале ХХ века.
Показано развитие инженерных идей и технологий аппаратов для подводного плавания. Первые попытки создания таких аппаратов относились к XVI веку. В 1580 г. англичанин Вильям Бурн изобрел подводную лодку яйцевидной формы, которая могла двигаться с помощью нескольких пар весел, а погружалась под воду за счет изменения объема лодки. Хотя есть сведения, что лодка была построена, но нет известий о результатах ее испытаний и использования. Опыты по погружению и плаванию под водой имели успех уже в первой половине XVII века. К началу ХХ века в странах Европы и США существовали разные системы подводных лодок весьма сложных конструкций и самых разнообразных размеров. Наибольшее признание получили различные модификации лодки «Голланд», детища американского инженера Джона Голланда, введенные в эксплуатацию военным флотом Соединенных Штатов.
Настоящее издание особенно ценно большим числом иллюстраций и чертежей, что позволяет наглядно представить развитие подводных технологий.
Константин Ипполитович Дебу (1867-1942) - российский химик, технолог, педагог и переводчик, блестящий популяризатор технических знаний, постоянный автор Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. В 1886 г. К.И.Дебу поступил на естественно-историческое отделение физико-математического факультета Новороссийского университета, но вскоре перевелся в С.-Петербургский университет, который окончил в 1890 г. Специализировался на органической химии, был учеником известного химика А.Е.Фаворского.
К.И.Дебу является автором множества статей и книг на научно-прикладные, технические и технологические темы: о химии, сельскохозяйственных машинах, электрических технологиях и др. Он публиковал практические руководства по парфюмерному производству; обзоры технологий ветряных и водяных, нефтяных и керосиновых двигателей; пособия по изготовлению сидра и вин из плодово-ягодных культур, по хлебопекарному производству. Занимался переводом научных работ из новейших европейских и американских технических журналов, обобщал данные иностранных исследований и справочников. Ценные руководства в его переводах переиздаются до сих пор.