Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Дмитриевский А.А. Праздник Богоявления Господня на реке Иордане и в св. граде Иерусалиме. Спб., 1907. Отдельный оттиск. Прижизненное малотиражное издание. Тетради не разрезаны. В издательской обложке и современном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Дмитриевский А.А.
Год издания: 1907


Дмитриевский А.А. Праздник Богоявления Господня на реке Иордане и в св. граде Иерусалиме. [Издание Императорскаго Православнаго Палестинскаго Общества]. Спб., типография В.Ф.Киршбаума, 1907. 32 с.; с илл. в тексте и 1 илл. на отдельном листе. 20 х 14,1 см. Отдельный оттиск из Сообщений Императорского Православного Палестинского общества, т. XIX, вып. 1. Малотиражное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. На титуле печать церковнославянским шрифтом Императорского Православного Палестинского Общества: «Благословение Святаго града Иерусалима». Отличная сохранность. Редкость.

Автор брошюры - крупнейший знаток литургики и древностей Палестины, секретарь Православного Палестинского общества профессор Алексей Дмитриевский.

На Иордане праздник Богоявления долгое время проводился силами игумена Лавры преподобного Саввы Освященного и его братии, а затем - Иорданским митрополитом, чья фиктивная митрополия становилась реальной только на момент паломничества к Иордану. Еще в XIX веке дорога на Иордан была опасной. Она вела через горы, иногда крутыми тропами. Главную угрозу представляли заиорданские бедуины, промышлявшие разбоем. Процессию церковных иерархов сопровождали местные шейхи, обеспечивая охрану и представления верховых наездников. При материальном содействии Православного Палестинского общества в конце XIX века на Иордане были восстановлены православные монастыри. В 1898 г. турецкое правительство построило к Иордану шоссе. Дорога стала спокойной.

Процессия иерархов выходила из Иерусалима 3 января. Она следовала через монастыри св. Герасима и Иоанна Предтечи. 5 января совершалась литургия в походной церкви на берегу и великое водоосвящение. Сюда привозили из Иерусалима провизию и припасы для паломников. О безопасности и пропитании путешественников заботились арабские купцы и кавасы, в частности, они стремились и к тому, чтобы никто не утонул в Иордане. В праздновании участвовали и чины Российского консульства.

Описан ход паломничества и вклад российских иерархов в его организацию. Паломнические приюты на Святой Земле и, в частности, в Иерихоне строились на средства российских благотворителей. В это время Иорданская пустыня цветет и превращается в удивительный сад, полный красок и ароматов. Прямо в пустыне в это время для паломников варили кофе, жарили рыбу, подавали ракию и восточные сладости. Автор описывает природный ландшафт, говорит о поведении религиозных туристов того времени. Большое внимание он уделяет истории праздника, описанию окрестных святынь и достопримечательностей.

Русские паломники стремились омыться в реке в момент погружения креста в ходе чина Водосвятия. К ночи река заполнялась людьми в белых сорочках с горящими лампадами и свечами в руках, что представляло необыкновенное зрелище. В это время иногда случалось удивительное явление половодья в Иордане. Вскоре после Водосвятия вода начинала резко прибывать и река выходила из берегов, что выглядело как настоящее чудо. Автор наблюдал такое явление лично в 1888 г.

Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929) - русский византинист, историк Церкви, профессор церковной археологии и литургики Киевской духовной академии, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Член-корреспондент по Отделению русского языка и словесности Академии наук (1903), в 1923 г. был избран членом Славянского комитета и действительным членом Академии; член четырех Духовных академий. Окончил Казанскую духовную академию.

В декабре 1883 г. А.А.Дмитриевский получил степень магистра за диссертацию «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть первая. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств», ставшую солидным вкладом в науку. До 1907 г. он преподавал на кафедре литургики и церковной археологии в Киевской духовной академии. Несколько месяцев занимался изучением богослужебных рукописей на Афоне, работал с рукописями в библиотеке Синайского монастыря, несколько раз посещал с командировками Иерусалим, Константинополь, Афон и города Средиземноморья. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы». Создал научную школу изучения литургики.

В 1906 г. А.А.Дмитриевский уехал в С.-Петербург работать в Предсоборном присутствии. По поручению Святейшего Синода он участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. Принимал деятельное участие в занятиях Императорского Православного Палестинского общества. В 1907 г. был избран его секретарем. Кандидатуру А.А.Дмитриевского утверждала председатель Общества великая княгиня Елизавета Федоровна. В ноябре 1907 г. А.А.Дмитриевский получил звание заслуженного профессора. После Октябрьской революции преподавал греческий язык в Астраханском университете и до 1923 г. был его проректором.