|
Дмитриевский А.А. Праздник Входа Господня в Иерусалим в Святогробском храме и Суббота Праведнаго Лазаря в Вифании. [Издание Императорскаго Православнаго Палестинскаго Общества]. Спб., типография В.Ф.Киршбаума, 1908. [2], 29 с.; с илл. в тексте и 1 илл. на отдельном листе. 19,9 х 14,1 см. Отдельный оттиск из Сообщений Императорского Православнаго Палестинскаго общества, 1909 г., Т. ХХ, вып. 1. Малотиражное издание. Книга впоследствии не переиздавалась. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. На титуле печать церковно-славянским шрифтом Императорского Православного Палестинского Общества: «Благословение Святаго града Иерусалима». Редкость.
Автор брошюры - крупнейший знаток литургики и древностей Палестины, секретарь Православного Палестинского общества профессор Алексей Дмитриевский.
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя вайи, Вербное воскресенье) - один из двунадесятых церковных праздников. Отмечается в шестое воскресенье Великого Поста перед Страстной седмицей. В этот день жители Иерусалима встречали Иисуса как Царя Иудеи. Праздник знаменует признание жителями Иерусалима Иисуса Мессией и символизировал будущие Страсти Христовы, поскольку в этот день евреи выбирали агнца для жертвенного заклания. Торжество заключает в себе смысл и последующего воцарения Христа в Небесном Иерусалиме.
Накануне праздника отмечается Лазарева суббота, в которую Иисус совершил чудо воскрешения Лазаря. И те, кто знал об этом, встречали Христа очень торжественно. В таких случаях было принято устилать дорогу перед вошедшим только что распустившимися пальмовыми ветвями. Своим въездом на осле Иисус показывал и иудеям, и римлянам, что он хочет мира, а не войны. Особенно торжественно праздник Входа Господня в Иерусалим традиционно отмечался в храме Гроба Господня. Здесь те далекие события символически как бы повторялись ежегодно наяву.
Автор рассказывает о жизни русских паломников в Иерусалиме в Страстную седмицу. Описывается ход праздника и убранство храма Гроба Господня. В храме, например, над входом в кувуклий в этот день вешалась большая лампада, подаренная русским императором Николаем I. Представлен устав службы, в том числе по древним рукописям. Раскрыта его символика, история и археология храма. Даются впечатления русских паломников более раннего времени.
Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929) - русский византинист, историк Церкви, профессор церковной археологии и литургики Киевской духовной академии, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Член-корреспондент по Отделению русского языка и словесности Академии наук (1903), в 1923 г. был избран членом Славянского комитета и действительным членом Академии; член четырех Духовных академий. Окончил Казанскую духовную академию.
В декабре 1883 г. А.А.Дмитриевский получил степень магистра за диссертацию «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть первая. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств», ставшую солидным вкладом в науку. До 1907 г. он преподавал на кафедре литургики и церковной археологии в Киевской духовной академии. Несколько месяцев занимался изучением богослужебных рукописей на Афоне, работал с рукописями в библиотеке Синайского монастыря, несколько раз посещал с командировками Иерусалим, Константинополь, Афон и города Средиземноморья. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы». Создал научную школу изучения литургики.
В 1906 г. А.А.Дмитриевский уехал в С.-Петербург работать в Предсоборном присутствии. По поручению Святейшего Синода он участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. Принимал деятельное участие в занятиях Императорского Православного Палестинского общества. В 1907 г. был избран его секретарем. Кандидатуру А.А.Дмитриевского утверждала председатель Общества великая княгиня Елизавета Федоровна. В ноябре 1907 г. А.А.Дмитриевский получил звание заслуженного профессора. После Октябрьской революции преподавал греческий язык в Астраханском университете и до 1923 г. был его проректором.