Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Дмитриевский А.А. Умовение ног в Великий Четверг в Иерусалиме и на острове Патмосе. Спб., 1908. Малотиражное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Дмитриевский А.А.
Год издания: 1908


Дмитриевский А.А. Умовение ног в Великий Четверг в Иерусалиме и на острове Патмосе. [Издание Императорскаго Православнаго Палестинскаго Общества]. Спб., типография В.Ф.Киршбаума, 1908. [2], 29 с.; с илл. в тексте и 1 илл. на отдельном листе. 20,2 х 14,2 см. Малотиражное издание. Книга впоследствии не переиздавалась. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Тетради не разрезаны. На титуле печать церковно-славянским шрифтом Императорского Православного Палестинского Общества: «Благословение Святаго града Иерусалима». Редкость.

Автор брошюры - крупнейший знаток литургики и древностей Палестины, секретарь Православного Палестинского общества профессор Алексей Дмитриевский.

Чин умовения ног, который служат архиереи в четверг Страстной седмицы, отличается особой сложностью и своеобразием именно в Иерусалиме, месте, где все события Страстей Христовых разворачивались. Этот обряд совершил Христос в отношении 12 апостолов перед Тайной Вечерей.

Чин возник в Иерусалиме в VI-VII в.в. Здесь он совершается патриархом Иерусалимским на площади перед южными дверями храма Воскресения и привлекает огромное число верующих и паломников. Патриарх совершает литургию в этот день в храме апостола Иакова, брата Господня, в сослужении двенадцати иеромонахов. В книге приводится устав службы с репликами и действиями участников. Кроме Иерусалима, чин совершался еще на острове Патмосе игуменом Иоанно-Богословской обители. Там он имел свои особенности, которые автор детально характеризует.

Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929) - русский византинист, историк Церкви, профессор церковной археологии и литургики Киевской духовной академии, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Член-корреспондент по Отделению русского языка и словесности Академии наук (1903), в 1923 г. был избран членом Славянского комитета и действительным членом Академии; член четырех Духовных академий. Окончил Казанскую духовную академию.

В декабре 1883 г. А.А.Дмитриевский получил степень магистра за диссертацию «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть первая. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств», ставшую солидным вкладом в науку. До 1907 г. он преподавал на кафедре литургики и церковной археологии в Киевской духовной академии. Несколько месяцев занимался изучением богослужебных рукописей на Афоне, работал с рукописями в библиотеке Синайского монастыря, несколько раз посещал с командировками Иерусалим, Константинополь, Афон и города Средиземноморья. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы». Создал научную школу изучения литургики.

В 1906 г. А.А.Дмитриевский уехал в С.-Петербург работать в Предсоборном присутствии. По поручению Святейшего Синода он участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. Принимал деятельное участие в занятиях Императорского Православного Палестинского общества. В 1907 г. был избран его секретарем. Кандидатуру А.А.Дмитриевского утверждала председатель Общества великая княгиня Елизавета Федоровна. В ноябре 1907 г. А.А.Дмитриевский получил звание заслуженного профессора. После Октябрьской революции преподавал греческий язык в Астраханском университете и до 1923 г. был его проректором.