Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Дворец в Коломенском. М., 1889. Хромолитография в паспарту. Худ. Н.А.Мартынов. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Мартынов Н.А.
Год издания: 1889


Дворец в Коломенском. М., 1889. Хромолитография в паспарту. Худ. Н.А.Мартынов. Размеры оттиска: 22 х 30 см. Размеры в паспарту: 40,5 х 45,5 см. Отличная сохранность. Редкость.

Дворец царя Алексея Михайловича был построен из дерева в подмосковном селе Коломенское во второй половине XVII века. Дворец представлял собой систему клетей - отдельных деревянных помещений, соединенных переходами.

Дворцы в Коломенском до этого уже строили великие князья Иван III, Василий III и Иван IV. Все они были сожжены при татарских нашествиях и в Смуту. Небольшой дворец после Смуты построил царь новой династии - Михаил Федорович Романов. Однако наивысшего расцвета Коломенское достигло при его сыне - царе Алексее Михайловиче. По окончании войны с Речью Посполитой он велел построить на новом месте Государев двор с оградой и воротами, а внутри него грандиозный деревянный дворец с каменным домовым храмом.

Дворец строился в 1666-1671 г.г. по проекту архитекторов Семена Петрова и Ивана Михайлова. Это было сооружение, объединенное переходом с церковью Казанской иконы Божией Матери, состоявшее из 26 соединенных друг с другом теремов. Высота некоторых построек достигала 30 метров. Зимой 1667 и весь 1668 г.г. бригада, работавшая в Новом Иерусалиме у патриарха Никона, украшала дворец резьбой. В мае 1669 г. в Коломенское доставили заграничные краски и сусальное золото для отделки. Ими расписали чешуйчатую кровлю, а в июне того же года началась роспись внутренних помещений, которой руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали

Дворец имел асимметричную планировку и был обшит тесом, имитирующим камень. На фасадах и в интерьерах установили резные наличники. Всего во дворце насчитывалось 270 комнат, освещенных 3000 окон. Общая площадь здания без хозяйственных помещений составляла 10250 м². Художественное оформление было сделано по образцу декора Теремного дворца Московского Кремля.

После переноса столицы в С.-Петербург Коломенское утратило статус царской резиденции. Несмотря на то, что при Петре I якобы «старый дворец снабдили новым фундаментом и вообще поправили, так что он теперь долго простоит, изменений в нем однакож никаких не сделано, напротив, сохранено все в первобытном виде», а при Елизавете Петровне производили ремонт «в самых нужных покоях», здание обветшало и пришло в аварийное состояние. В 1762 г. по приказу Екатерины II архитекторы под руководством Ивана Мичурина осмотрели дворец, сделали обмеры и чертежи. Сумму на перестройку признали слишком высокой, и в 1768 г. дворец было решено снести. Перед этим была создана его модель, которая хранилась в Оружейной палате, но позднее была утеряна. 

Реконструкция Коломенского дворца была проведена в 2008-2010 г.г. благодаря сохранившимся планам и обмерам. Строение представляет собой макет постройки времен Алексея Михайловича в натуральную величину. Конструкция и пропорции здания решены в соответствии с чертежами, сделанными по указу Екатерины II. 

Настоящая литография создана по рисунку Н.А.Мартынова для серии «Подмосковная старина», выпущенной в 1889 г. его братом А.А.Мартыновым (1818-1903) - специалистом по истории и архитектуре Москвы. Издание содержало материалы о местоположении и истории многих подмосковных сел, особое внимание было уделено описанию памятников церковной и гражданской архитектуры. Для него Н.А.Мартыновым была создана серия из 25 рисунков, изданных известной С.-Петербургской хромолитографией Штадлер и Паттинот.

Николай Александрович Мартынов (1822-1895) - русский архитектор, художник. Окончил Московский Константиновский межевой институт (1839). Интересовался и изучал памятники архитектуры русской древности. В 1872 г. был назначен членом-корреспондентом Московского археологического общества. Изучал и воспроизводил в качестве художника архитектурные памятники Москвы.