|
Дюшен Э.А. Техническия беседы об аэроплане. (Без формул). Перевод с французскаго инженера путей сообщения Н.А.Рынина при участии генерала от кавалерии барона А.В.Каульбарса. (С приложением двух листов с чертежами моделей планеров). Спб., типография А.Э.Коллинса, 1914. XI, [2], 285 с., с илл. 22,7 х 15,4 см. Одна из первых книг по авиации на русском языке. Впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Нет двух листов с чертежами. Экземпляр летчика-изобретателя А.В.Шиукова с его владельческой подписью-автографом на обложке и титульном листе: «А.Шиуков», имеет историческую и коллекционную ценность. Экземпляры с чертежами встречаются крайне редко, так как чертежи предназначались для вырезания и сборки моделей планеров. Большая редкость.
Эмиль Август Дюшен (1869-?) - капитан инженерных войск французской армии. Впервые текст его технических бесед появился во французском журнале «Revue generale de l’Aeronautique militaire» в 1911-1912 г.г., отдельно же книга была издана на французском языке в 1913 г. Сочинение оказалось особенно актуальным для российской армии перед Первой мировой войной, когда в России стремились создать собственный военно-воздушный флот. В России книга была издана Отделом воздушного флота Высочайше утвержденного Особого Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования, состоящего под Августейшим председательством Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича. Такой высокий статус издательства подчеркивает особое значение книги и особую в ней заинтересованность высших российских военных кругов перед войной.
Книга появилась в начальную эру развития авиации. Всего десять лет прошло со времени знаменитых полетов братьев Райт на сконструированном ими аэроплане, но уже было создано достаточно большое число моделей аэропланов и накоплены теоретические знания о полетах. В книге Э.А.Дюшена на большом числе примеров изложены основные свойства аэроплана. Сложные аэродинамические процессы иллюстрируются с помощью диаграмм, позволяющих быстро понять их суть. Изучены базовые физические принципы, делающие возможными полеты предметов, масса которых больше, чем у воздуха.
Поддерживающая аэроплан в полете сила создается за счет скорости, площади и конструкции крыльев и устойчивого равновесия машины в воздухе. Даны расчеты подъемной силы. Изучена необходимая для полетов мощность мотора и конструкции винтомоторной группы. Показано, от чего зависит продольная и поперечная устойчивость летательных аппаратов. Рассказывается, какие силы действуют на аппараты при совершении виражей. Основное преимущество книги в том, что в ней сложные физические явления и конструкции использующих их машин изложены просто, без сложных формул, но глубоко, для человека, не имеющего специальной теоретической подготовки, но желающего использовать аэропланы на практике. Книга предназначалась в первую очередь для военных авиа-механиков, летчиков и конструкторов. Авиационная отрасль была настолько нова, что переводчики книги сами создавали русские эквиваленты для европейских технических терминов. В конце издания представлен словарь таких терминов, которые в то время только появлялись.
Экземпляр издания принадлежал Алексею Владимировичу Шиукову (1893-1985), одному из первых российских летчиков-асов и авиаконструкторов. А.В.Шиуков начал конструировать планеры, еще будучи учеником Тифлисской гимназии. Он первым в Российской империи поднял такой планер в воздух, пролетев на нем 100 метров, за что был исключен из школы. Экзамены о среднем образовании ему пришлось сдавать экстерном. Он сам сконструировал свой первый самолет и летал на нем. В Первой мировой войне А.В.Шиуков участвовал добровольцем. Закончил Гатчинскую летную школу, был одним из пионеров истребительной авиации. Служил в авиагруппе Е.Ф.Крутня, капитана авиации, одного из лучших военных летчиков Первой мировой.
Сначала А.В.Шиуков воевал как разведчик, затем как истребитель, осуществлял и бомбометания, воюя во Второй бомбардировочной авиагруппе на самолете «Ньюпор-12». А.В.Шиуков совершил за время войны более 200 вылетов, сбил один немецкий самолет, пережил аварию в воздухе и последующую трепанацию, был удостоен Георгиевского креста. Летчик принял советскую власть, воевал на стороне красных в Гражданской войне. Во время Великой Отечественной войны он преподавал тактику в Военно-Воздушной академии имени Н.Е.Жуковского, работал в Главном управлении ВВС и в войсках ПВО. В 1948 г. ушел в отставку в звании полковника. Автор книг по боевому применению авиации, истории и технике самолетостроения.