Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович. (Княжеский наряд XVII века). Спб., 1904. Гелиогравюра в паспарту из малотиражного альбома Костюмированного бала в Зимнем дворце 1903 г. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Асикритов Д.
Год издания: 1904


Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович. (Княжеский наряд XVII века). С фотографии Д.Асикритова. [Спб.], Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг, [1904]. Гелиогравюра в паспарту из малотиражного альбома, предназначавшегося для участников Императорского костюмированного бала, прошедшего 13 февраля 1903 г. в Зимнем дворце. Размеры оттиска: 25,2 х 13,1 см. Размеры в паспарту: 58,6 х 45,1 см. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Международная книга, 11-322, 54-22, 72-952, 72-953; Books on Art, № 22.


Гравюра из «Альбома костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 г.», вышедшего в 1904 г. в лучшей государственной типографии России - «Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг». Альбом включал в себя более 100 листов большого формата с 21 гелиогравюрой и 174 оттисками, выполненными в технике светопечати. Титул и тексты подписей к оттискам отпечатаны на русском и французском языках. Альбом представляет собой коллекцию снимков высочайших особ и лиц, бывших на Балу 1903 г. в русских костюмах до-петровской эпохи. Он был отпечатан ограниченным тиражом и распространялся с благотворительными целями среди участников бала.

Идея костюмированного праздника принадлежала императору Николаю II. Торжество было приурочено к очередной годовщине восхождения династии Романовых на русский престол. Бал состоялся по окончании Рождественского поста.

Все участники знаменитого бала были одеты в костюмы, специально созданные выдающимися художниками А.Я.Головиным, И.А.Всеволожским, С.С.Соломко и лучшими портными-костюмерами Н.П.Ламановой, И.И.Каффи, А.Ф.Иващенко и Е.Т.Ивановой. Роскошь в нарядах удачно сочеталась с изяществом. Этот бал стал последним балом такого масштаба в императорской России. По словам современников, бал был не просто «великолепным зрелищем, но цельным произведением искусства». Блеск карнавальных костюмов был столь ослепителен, что они стали эталоном для художников сцены и кинематографа, обращавшихся впоследствии к историческим темам.

Костюмированный бал проходил в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 г. На нем присутствовала вся знать Российской империи. Центральным событием первого вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов», в которой заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер, и фрагментами из балетов Л.Минкуса «Баядерка» и П.И.Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа.

13 февраля 1903 г. состоялась вторая часть бала. В одиннадцатом часу вечера участники перешли танцевать в Концертный зал, где находился придворный оркестр в костюмах трубачей эпохи царя Алексея Михайловича. Бал продолжался до часа ночи. Праздник открылся исполнением трех танцев - русского, хоровода и плясовой, специально подготовленных под руководством главного режиссера балетной труппы Н.С.Аистова и балетмейстера И.-М.Ф.Кшесинского. Генеральная репетиция мероприятия прошла 10 февраля - дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины - в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве «жюри» на репетиции присутствовали императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы и главный организатор бала.

В «русском» танце участвовали 20 пар, солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня Зинаида Юсупова. По воспоминаниям одного из участников: «На балу шло соревнование за первенство между Великой Княгиней Елисаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины». Вечернее застолье сопровождалось знаменитым Архангельским хором.

Фотографии участников костюмированного действа были сделаны лучшими фотографами Москвы и Петербурга. Среди них были Л.Левицкий, Д.Асикритов, В.Ясвоин, Д.Здобнов, Ив.Войно-Оранский, Е.Морозовская, М.М.Рейссерти и Е.Флиге, Ренц и Ф.Шрадер, Ф.Боассон и Ф.Эгглер. Прекрасно выполненные снимки стали ценным историческим источником. Они позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в музее вещами атрибутировать целый ряд костюмов, принадлежавших тем или иным представителям аристократии и правящей династии. В этих же костюмах участники Императорского бала появились на балу во дворце графа Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года.

Даниил Михайлович Асикритов (1856-?) - купец 2-й гильдии, был известным московским фотографом. Собственное заведение он открыл в 1874 г. Его студия долгое время находилась на Тверской улице, д. 32. С 1892 г. Д.М.Асикритов делал фотопортреты представителей царствующего Дома Романовых. Он был аккредитован на Коронационных торжествах 1896 г. Д.М.Асикритов имел коммерческий статус Поставщика Высочайшего Двора: выполнял заказы для великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елизаветы Федоровны, великого князя Павла Александровича и других особ.

Великий Князь Сергей Александрович (1857-1905) - пятый сын императора Александра II, командир лейб-гвардии Преображенского полка, с 1891 г. Московский генерал-губернатор и командующий войсками Московского военного округа (генерал-лейтенант). Супруг великой княгини Елизаветы Федоровны. При нем в 1892 г. состоялись торжественное открытие и освящение здания Московской Городской думы. Ко времени его генерал-губернаторства относится много достижений в управлении городом и губернией: завершилось сооружение новой очереди Мытищинского водопровода (1893), были открыты Музей московского городского хозяйства (1896) и Художественно-общедоступный театр (1898), городской транспортный парк пополнили трамваи (1899). Он задумался о качестве воды Москвы-реки, издав указ о запрете слива отработанных фабричных вод. Для создания условий жизни студентам, приезжающим учиться в Москву, поднял вопрос об организации общежитий при Московском университете. Современники отзывались о нем как о крайне холодном и закрытом человеке. Великий князь погиб от бомбы эсера-террориста И.П.Каляева 4 февраля 1905 г. Личность И.П.Каляева и обстоятельства убийства генерал-губернатора легли в основу повести «Конь бледный», написанной одним из организаторов убийства - Б.В.Савинковым. К сюжету расправы над представителем власти обращались и другие известные русские писатели: Л.Н.Андреев («Губернатор»), М.П.Арцыбашев («Так слагается жизнь»), А.А.Блок («Возмездие»), Зинаида Гиппиус («Был и такой»), Максим Горький («Жизнь Клима Самгина»), философ А.Камю («Праведники»), А.И.Куприн («Мой паспорт»), М.М.Пришвин («Дом имени Каляева»), А.М.Ремизов («Иван Купал» и «Трагедия об Иуде»), Б.Л.Пастернак («1905 год»), Ю.М.Нагибин («Безлюбый»).