|
Есенин С. Москва кабацкая. Л., [тип. Госиздата имени тов. Бухарина], 1924. 43 с. 23 х 15,5 см. Прижизненное издание. Экземпляр с автографом художника А.И.Пейсаховича. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность. На титульном листе следы стертого владельческого штампа. Профессиональная реставрация экземпляра. На обороте передней обложки простым карандашом рукой А.И.Пейсаховича дарственная надпись: «Коль (?) [ис]кренным подарком, мне, кажется будет не трудно отметить … твою тождественность этому мало прожившему, но стихи<й>но-широко захватившему внимание людей способных мыслить самостоятельно - Есенину. А.Пейсахович».
Библиография: Розанов, № 2729; Тарасенков, с. 138.
Экземпляр был подписан и подарен выдающимся художником Абрамом Израилевичем Пейсаховичем (1905-1983). Он был живописцем, графиком, членом Союза художников СССР и МОССХ. Писал пейзажи, портреты, небольшие жанровые картины, делал плакаты и литографии. Учился во ВХУТЕМАСе у А.В.Шевченко (1921-1928), дипломную работу писал у декана живописного факультета Б.Уитца. В конце 1930-х г.г. входил в творческую группу художников «Группа пяти», выступивших с важной коллективной выставкой (1940) своих работ и сформировавших определенное течение в искусстве. Выставка получила высокую оценку искусствоведа Н.М.Щекотова, одного из основателей «Бубнового валета». Живописные работы А.И.Пейсаховича находятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) и в других крупных государственных и частных собраниях.
Возможно, адресатом автографа был талантливый художник-монументалист Николай Иванович Прокошев (1904-1938), земляк и друг А.И.Пейсаховича. Творчество обоих мастеров можно отнести к Золотому фонду советского постимпрессионизма, поскольку оба черпали вдохновение у французской школы. Н.И.Прокошев происходил из крестьянской семьи Слободского уезда Вятской губернии, учился и работал вместе с А.И.Пейсаховичем в 1920-е г.г. в Вятке и Москве, умер молодым от туберкулеза. Во ВХУТЕМАСе его преподавателями были Л.Бруни и В.Фаворский. Среди друзей Н.И.Прокошева был один из столпов русского авангарда - Владимир Татлин.
«Москва кабацкая», пожалуй, один из самых читаемых циклов стихов С.Есенина и его визитная карточка. Исследованию и расшифровке этого сборника посвящены сотни работ. Впервые «Москва кабацкая» увидела свет в конце 1924 г. С.Есенин работал над содержанием сборника почти два года. Финальный вариант включил в себя 18 стихотворений и был разделен на два цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана» с посвящением актрисе Камерного театра Августе Миклашевской. Многие стихи сборника были уже известны читателям по журнальным публикациям. Но в этой книге впервые был выделен цикл «Любовь хулигана» и указан его адресат.
Ни один из прежних циклов С.Есенина не вызывал в критике такого бурного обсуждения, как «Москва кабацкая». Первые отклики появились еще до выхода сборника, после публичных выступлений поэта с чтением этих стихов. Их называли искренними, жалостливыми, страшными и мастерскими. Поэт А.Крученых на стихах этого сборника обратил внимание читающей публики на отчаяние С.Есенина, частое упоминание собственной смерти, в том числе и в суицидальном ключе, однако был встречен с непониманием. М.А.Осоргин писал о некоторых стихотворениях цикла как «поразительных по внутренней красоте». Даже самые враждебные критики не оспаривали таланта С.Есенина, проявившегося в «Москве кабацкой». По общему признанию, именно этот цикл стал одним из ключевых исповедальных циклов поэта.
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился в семье крестьянина в с. Константиново Рязанской губернии. После окончания земского училища по настоянию старших родственников учился в церковно-приходской школе, к которой, несмотря на обилие религиозных мотивов в дальнейшем творчестве, относился с раздражением. Писал стихи с 8 лет. В 1912 г. ушел из дома и отправился в Москву, где три года работал вначале в мясной лавке, а затем в типографии И.Д.Сытина, был вольнослушателем в Народном университете А.Л.Шанявского. К московскому периоду относится расцвет С.Есенина как поэта, его знакомство со многими представителями Суриковского литературного кружка. Здесь он впервые встретил Н.Клюева - своего предшественника на ниве крестьянской поэзии и близкого друга.
В 1915 г. С.Есенин отправился в С.-Петербург, где пришел лично представиться А.Блоку. А.Мариенгоф, литератор и близкий друг С.Есенина (ему посвящен стих «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», драма «Пугачев»), в своем автобиографическом «Романе без вранья» показал, что поэт хорошо знал цену своему таланту. Со слов С.Есенина А.Мариенгоф писал, что тот «за мировой славой в Санкт-Петербург приехал, за бронзовым монументом». В С.-Петербурге он познакомился с имажинизмом, влияние которого хорошо прослеживается сразу во многих сборниках: «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924) и в поэме «Пугачев» (1922). В одной из автобиографий С.Есенин вспоминал, что когда в России не было бумаги, он «печатал свои стихи, вместе с Кусиковым и Мариенгофом, на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии - проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе». Многим его стихам свойственно трагическое мироощущение.
После самоубийства С.Есенина в 1925 г. в номере отеля «Англетер» в печати появилась критическая статья Н.Бухарина «Злые заметки», изобличавшая «есенинщину» как «самое вредное, заслуживающее настоящего бичевания явление нашего литературного дня». Имя С.Есенина обходилось молчанием, сборники его стихов долгое время не публиковались официально, хотя их народная слава не умолкала. Стихи С.Есенина издавались за рубежом, распространялись переписанными от руки, перекладывались на музыку и были известны в самых разных кругах.