|
[Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание жизни и подвигов преосвященнаго Тихона, епископа Воронежскаго и Елецкаго, собранное для любителей и почитателей памяти сего Преосвященнаго. Издание второе, вновь пересмотренное, исправленное и умноженное. М., в Типографии С.Селивановскаго, 1820. [2], 120 с. 21 х 13 см. В современном полукожаном переплете, стилизованном под первую половину XIX века. Отличная сохранность. Редкость.
Книга была написана выдающимся церковным иерархом и историком митрополитом Евгением (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов). Этот ученый-энциклопедист не случайно посвятил одно из первых своих исторических исследований личности свт. Тихона Задонского. Тихон Задонский был удивительным представителем эпохи Просвещения, сочетавшим в себе выдающуюся образованность с христианским подвижничеством, мудростью и организаторскими способностями.
Евфимий Алексеевич Болховитинов был уроженцем Воронежской епархии, в которой свт. Тихон впервые создал систему духовного образования и заслужил наибольший авторитет у прихожан. Более того, историк-иерарх отчасти повторил судьбу Тихона, рано оставшись сиротой и получив прекрасное образование вопреки многим препятствиям. Он закончил Воронежскую духовную семинарию, восстановленную епископом Тихоном и ставшую при нем образцовой, около десятка лет преподавал в ней и занимал административные должности. Е.А.Болховитинов лично присутствовал на погребении Тихона Задонского.
С конца 1780-х г.г. Е.А.Болховитинов служил в Воронежской семинарии учителем риторики и французского языка. Параллельно он был рукоположен в протоиереи. Молодой преподаватель собирал материалы по истории епархии и края, составил жизнеописание святителя Тихона, которое вышло впервые в 1796 г. под названием «Полное описание жизни преосвященного Тихона, бывшаго прежде епископа Кексгольмскаго и Ладожскаго ..., собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей ...». Автор имел о святителе Тихоне достоверные сведения. Один из его родственников, Феодор Болховитинов, был секретарем Духовной Консистории в Воронеже, в бытность святителя Тихона епископом. Большая часть данных о жизни свт. Тихона была получена историком от Иоанна, келейника преосв. Тихона, и других его близких людей. При сборе материалов Е.А.Болховитинов переписывался с товарищами свт. Тихона по семинарии и по службе.
Достоинство исследования заключается в научном подходе к отбору и исторической критике представленных сведений. Историк создал колоритный жизненный образ святителя, характеризуя его образованность, психологию, житейскую мудрость, аскетическую жизнь, повседневный распорядок, способы решения конфликтов и работы с паствой.
В 1820 г. книга была издана за счет Задонского монастыря по просьбе архимандрита Самуила (Стебловского) и предназначалась к раздаче в монастыре. Ее экземпляры зачитывались паломниками и очень редко встречаются на антикварном рынке. При подготовке издания митрополит Евгений пересмотрел и значительно дополнил текст, приложил к нему новые документы - Краткое историческое сведение о Задонском монастыре (с. 113-120), подготовленное архимандритом Самуилом и содержащее список настоятелей монастыря. О значении и популярности книги говорит тот факт, что с 1820 до 1843 г. она выдержала семь изданий в типографиях С.Селивановского и И.Глазунова. Три издания были напечатаны в Синодальной типографии в 1837-1859 г.г. И все это было сделано до 1861 г., когда прошла официальная канонизация свт. Тихона Задонского. С тех пор его мощи признаны чудотворными, а лик приобрел значение врачевания душевных недугов: депрессии, алкоголизма, помешательства, беснования.
Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов; 1724-1783) происходил из семьи сельского псаломщика Валдайского уезда Новгородской губернии. Он пережил тяжелое детство без отца, в нищете. Был обучен грамоте и взят служить при церкви. Попал в Новгородское духовное училище при архиерейском доме, где был одним из лучших учеников. В 1758 г., после окончания Новгородской семинарии, принял монашество, преподавал риторику, греческий язык, богословие, философию. В 1759 г. был назначен ректором Тверской семинарии. В 1761 г. возведен в сан епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на Воронежскую епископскую кафедру. Здесь он в короткое время создал условия для подготовки образованных священников и распространения грамотности среди третьего сословия.
Святитель Тихон приобрел громадное нравственное влияние на общественную и культурную жизнь Воронежа. Он восстановил проповедь по воскресным дням в Кафедральном соборе. Святитель славился вниманием к жизни простого народа, благотворительностью, заступался за угнетенных. Он первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчиненных от светских властей. В 1767 г. епископ Тихон по состоянию здоровья удалился на покой и вскоре поселился в Задонском монастыре. Здесь были написаны его лучшие произведения: «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770), «Об истинном христианстве» (1776) и др.
Святитель Тихон Задонский занимает выдающееся место в русской церковной истории как духовный писатель и моральный авторитет. В своих трудах он отвечал на многие вопросы: какова главная цель человеческой жизни, как человек может познать Бога, зачем даются искушения и как их переносить, почему благочестивые люди страдают при жизни, как бороться с отчаянием и унынием.
Интересно, что, управляя епархией, часть которой составляли земли донских казаков, среди которых было множество старообрядцев, епископ Тихон боролся с их учением просветительскими и образовательными методами. Но старообрядцы (поповцы и беглопоповцы) почитали его как праведника и после ухода его с кафедры приглашали восстановить у них иерархию и возглавить ее, на что получили отказ. Многие староверы приходили к нему за советом, некоторых из них он обратил к господствующей церкви. Митрополит Евгений дает подробное освещение литературного творчества святителя Тихона.
Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов; 1767-1837) - иерарх Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий, историк, археограф и библиограф, действительный член Российской академии (1806), член ряда научных обществ, академий и университетов. Родился в семье приходского священника Воронежской епархии и рано лишился отца, служившего в Ильинском храме Воронежа. Е.А.Болховитинов помимо семинарии окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве, слушал лекции по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам в Московском университете.
После смерти детей и жены в 1800 г. Е.А.Болховитинов принял монашество и стал префектом Александро-Невской академии в Петербурге, где преподавал философию и риторику. Затем он был епископом Стародубским и викарием Новгородским. В этот период о. Евгений изучал новгородские древности, вел раскопки в Юрьевском монастыре и открыл несколько древнейших новгородских памятников письменности. Он занимал Вологодскую, Калужскую кафедры, был архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским, митрополитом Киевским и Галицким. В каждом новом месте Евгений (Болховитинов) изучал историю региона и епархии. В 1825 г. был издан его «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина», где значительное место отведено трудам Тихона Задонского.