|
Федоров М.П. Хлебная торговля в главнейших русских портах и в Кенигсберге: Доклад Съезду представителей жел. дорог II группы. М., товарищество «Печатня С.П.Яковлева», 1888. [2], VIII, 466, [2] с.; 8 планов, 1 л. чертеж. 24,1 х 16,3 см. Малотиражное издание. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.
Книга М.П.Федорова обращена к одной из актуальнейших в 1880-х г.г. проблем - хлебной торговле. Россия в то время испытывала большие трудности из-за международной конкуренции в этой области и падения цен. Российский хлебный рынок остро нуждался в реформах, поскольку условия, сложившиеся на нем, разоряли производителей. В основу материалов исследования легли данные о хлеботорговых операциях в портах и об инфраструктурных условиях, в которые была поставлена хлебная торговля. Это исследование было направлено на установление наиболее взвешенных вывозных хлебных тарифов. Непосредственной его целью было - улучшить перевозки на железных дорогах, снизив накладные расходы.
В ходе исследования были изучены условия хлебной торговли во всех российских международных торговых портах. На Азовском море такими являлись Ростов и Таганрог; на Черном - Севастополь, Николаев и Одесса; на Балтийском - Либава, Рига, Ревель, С.-Петербург и Кенигсберг. Все эти порты исследуются по определенному плану с небольшими различиями, связанными с индивидуальной историей и условиями портов.
Рассмотрен общий вывоз хлеба, в некоторых случаях с выделением основных его родов; условия подвоза зерновых к портам по воде, по железным дорогам и другим сухим путям. Представлены списки фирм и условия их кредитования, типы хлебных торговцев. Некоторым фирмам уделено особое внимание, например, предприятию Клейгельса в Ревеле. Показаны условия переработки зерна в портовых городах и самих портах, служба инспекции зерна в Риге. В Одесском порту был плавучий элеватор, амбары и эстакада, по которой подвозился хлеб на погрузку. В ряде портов существовали сырьевые биржи.
Изучены портовые расходы, железнодорожные и речные тарифы на транспортировку хлеба к портам, условия хранения, транспортировки и погрузки внутри портов, обороты судов, условия фрахта и морского страхования, обустройство портов, их недостатки и предпринятые улучшения. Представлено и колебание средних цен на хлеб в некоторых портах в 1880-е г.г. От снижения цен на зерновые и высокой инфляции страдали производители и богатели экспортеры. В ряде случаев представлены страны, в которые осуществлялся вывоз хлеба и условия торговли с ними, коммерческие обычаи портов, краткая история портовых городов. Для освещения торговли через С.-Петербург большое значение имела характеристика транспортировки зерна по Волге и условий движения по Мариинской системе. Характеризуются причины упадка хлебной торговли через Кенигсберг.
Сведения об индивидуальных особенностях портов обобщены в заключительной главе, в которой сводятся размеры хлебного отпуска, делаются выводы о рациональной организации подъездных путей, о перевозке по железным дорогам и обустройстве портов. Подводится итог характеристике хлебных торговцев, рассмотрены биржевые правила торговли хлебом. Показано отношение российского рынка к мировому: конкуренция индийской и американской пшеницы и их значение в будущем. Дана программа мер по увеличению российского хлебного экспорта.
Все работы М.П.Федорова были глубокими исследованиями наиболее актуальных в свое время экономических и политических проблем, имевшими узко специализированный характер. Чаще всего они позиционировались как доклады или отчеты различным обществам, комитетам и комиссиям, в которых состоял автор. Они обычно они выходили как отдельные оттиски ведомственных периодических изданий и печатались ограниченным тиражом, не подвергаясь цензуре. Поэтому экземпляры книг весьма редки.
Михаил Павлович Федоров (1845-1925) - юрист и финансист, предприниматель и политик, исследователь экономики Востока. Окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права. Был офицером и военным корреспондентом, освещал события русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. Специалист по статистике, М.П.Федоров занимался исследованиями международной хлебной торговли и торговли товарами первой необходимости; железнодорожных и водных товарных перевозок, хлопководства в Средней Азии, международной политики, финансовой системы Китая и пр.
М.П.Федоров был сотрудником Комиссии по поводу падения цен на сельскохозяйственные произведения Министерства внутренних дел, статистического отдела Московского юридического общества, членом Императорского Московского общества сельского хозяйства. Он был членом Совета Русского торгово-промышленного банка и председателем Общества С.-Петербургских портовых зерноподъемов и складов. Был учредителем Общества Семиреченской железной дороги, директором правления Рязанско-Уральской железной дороги и президентом Общего съезда представителей русских железных дорог. М.П.Федоров стал учредителем и председателем Общества финансовых реформ.
В 1905 г. М.П.Федоров вошел в состав делегации земских и городских деятелей к Николаю II. После провозглашения Манифеста 17 Октября он вступил в партию кадетов, был ее казначеем. Политик был избран депутатом Второй Государственной думы и стал председателем ее Бюджетной комиссии. В Обществе востоковедения он руководил Торгово-промышленным отделом Совета. В начале 1910-х г.г. входил в состав Высочайше учрежденной Особой Высшей комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России. В С.-Петербургской Городской думе М.П.Федоров возглавлял Финансовую комиссию. Во время Первой мировой войны входил в Особое совещание по продовольствию. После Октябрьской революции, видимо, был спецом в Наркомате путей сообщения.