|
[Феофан, епископ]. Псалом сто-осьмнадцатый, истолкованный Епископом Феофаном. М., в Университетской типографии, 1880. 459 c.; 1 л. портр. 21 х 14,6 см. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. На обложке и последнем пустом листе после текста владельческие надписи. Отличная сохранность. Экземпляр из библиотеки Братства святого Петра митрополита в Москве.
Епископ Феофан Вышенский (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894 гг.) - выдающийся духовный писатель, преподаватель и ректор С.-Петербургской Духовной академии, святитель, затворник. Окончил Киевскую Духовную академию в 1841 г., принял монашество с именем Феофан. Преподавал в С.-Петербургской Духовной академии. В 1847 г. в составе Русской Духовной миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами св. горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С 1856 г. архимандрит Феофан - настоятель посольской церкви в Константинополе. В 1859 г. рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. Много сделал в области духовного просвещения и образования, как мирян, так и священников. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал литературно-духовным трудам. После Пасхи 1872 г. св. Феофан ушел в затвор.
Сто восемнадцатый псалом отличается от прочих рядом особенностей, и прежде всего -объемом, он состоит из 176 стихов, или 22 восьмистиший, и в славянском переводе составляет целую кафизму. Речь в нем идет о Законе Божьем, причем автор ни разу не повторяется в выражениях, он раскрывает глубину и все возможные оттенки Божественного Закона. Значение псалма заключается еще и в том, что он заставляет задуматься над вопросом о соотношении разума и веры и раскрывает это соотношение. В оригинале на иврите псалом был написан алфавитным акростихом, то есть восьмистишья начинались с букв в порядке еврейского алфавита - всего 22 буквы, в каждом восьмистишии все стихи начинались с одной и той же буквы. Эта интересная особенность псалма вызвала предположение о его происхождении и назначении, а именно, что пророк Давид составил псалом для обучения сына своего Соломона, которого готовил себе в преемники. В еврейской традиции обучение алфавиту происходило по этому псалму, вместе с системой букв дети запоминали и основы Закона. Псалом изучался в детстве, а руководство мыслям и поступкам давал на всю жизнь, предоставлял пищу для постоянного обдумывания и средство для углубления в тайны Закона Божия. Глубина смыслов и нравоучения, содержащаяся в простых формулах стихов, настолько велика, что их толкование и разъяснение были под силу далеко не всякому богослову. Епископ Феофан написал толкования ко всем 176 стихам псалма на основе святоотеческого наследия. Эта работа является классикой православной богословской экзегезы.
Противораскольническое Братство святого Петра Митрополита в Москве было основано с целью возвращения в лоно православной церкви старообрядцев, его Устав был утвержден митрополитом Московским Иннокентием 24 августа 1872 г. Открытие братства состоялось 21 декабря 1872 г. в день памяти св. Петра, первого Московского святителя. Братство находилось под покровительством Московского митрополита и состояло из лиц обоего пола всех званий и состояний православного исповедания. Целями Братства было разъяснение истин православия и обличение заблуждений раскола как самим раскольникам, так и православным, живущим среди раскольников, чтобы эти последние сами не совращались в раскол и могли вразумлять совращаемых или совращенных в раскол. Это достигалось составлением, печатанием, и распространением по умеренным ценам или бесплатно книг вероучительных, по истории раскола и противораскольнических, а также беседами и проповедями среди раскольников и живущих с ними. Братству предоставлялось право открыть свою типографию, книжную лавку и библиотеку из старопечатных и прочих, уважаемых старообрядцами книг. Беседы велись в церквах после литургии или вечернего богослужения, в центре церкви или в трапезе; беседы начинались священнослужителем, а продолжались светскими лицами из членов Братства.