|
Георгий Михайлович, Вел. кн. [Корпус русских монет]. 12 выпусков. Спб., Типография Министерства путей сообщения, 1888-1914. 38,4 х 29,9 см. Роскошная серия изданий, тома которой выходили малым тиражом - по 200 экземпляров, отпечатана на слоновой бумаге. С приложением критической рецензии Н.П.Лихачева. Полный комплект. Иллюстрации отпечатаны Экспедицией заготовления государственных бумаг. Титульные листы выполнены по рисункам К.Ренна. В томах на отдельных листах напечатаны посвящения императору Александру III, а с 1896 г. - императору Николаю II в благодарность за покровительство работе великого князя Георгия Михайловича над книгами. В 12 современных библиофильских полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Тройные золотые обрезы. Ляссе. Соседние выпуски 3-й и 4-й, 9-й и 10-й сплетены друг с другом, рецензия Н.П.Лихачева вплетена перед вып. 11. Очень хорошая сохранность, присутствуют все защитные кальки к листам с иллюстрациями. Полный комплект - исключительная редкость.
[Вып. 1]. Монеты царствования Императора Александра II. № 187. (1888). [4], VIII, 223 с.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит., XXVIII л. табл.
[Вып. 2]. Монеты царствования Императора Николая I. № 169. (1890). [6], XII, 281 с.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит., XLI л. табл.
[Вып. 3]. Монеты царствования Императора Павла I. № 99. (1890). [6], V, [1], 47 c.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит., VII л. табл.
[Вып. 4]. Монеты царствования Императора Александра I. № 99. (1891). [4], V, [1], 147 с.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит., XXII л. табл.
[Вып. 5]. Русския монеты 1881-1890. № 183. (1891). [8], 115 с.; VI л. табл.
[Вып. 6] Русския монеты, чеканенныя для Пруссии 1759-1762, Грузии 1804-1833, Польши 1815-1841, Финляндии 1864-1890. № 169. (1893). [6], II, [2], VII, [1], 100 c.; 1 л. грав. тит., IV л. табл.; [2], V, [1], 64 c.; III л. табл.; [2], VI, 86 c.; VII л. табл.; [2], IV, 41 c.; II л. табл.
[Вып. 7]. Монеты царствования Императрицы Екатерины II. Тома I-II. № 179. (Тип. А.Бенке, 1894). Том I. [6], XIV, [2], 362 c.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит. Том II. [4], 125 c.; 1 л. грав. тит., XLIII л. табл.
[Вып. 8]. Монеты царствований Императрицы Елисаветы I и Императора Петра III. Тома I-II. № 91. (1896). Том I. [6], II, [4], IV, [2], 295 c.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит. Том II. [4], 69 c.; XXII л. табл.; [4], II, [2], 40, 14 c.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит., II л. табл.
[Вып. 9]. Монеты царствования Императрицы Анны Иоанновны. № 101. (1901). [6], VI, [2], 271 c.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит., XVI л. табл.
[Вып. 10]. Монеты царствования Императора Иоанна III. (1901). [4], VI, [2], 55 c.; 1. л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит., III л. таблиц.
[Вып. 11]. Лихачев Н.П. Русския монеты 1741-1796 годов. (Критическая заметка). 20 с.; III л. табл. Монеты царствований Императрицы Екатерины I и Императора Петра II. № 150. (1904). [6], 4, [2], [2], 6, [2], 98 с.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит., XXVI л. табл.; [4], 3, [3], 95 с.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит., XII л. табл.
[Вып. 12]. Монеты царствования Императора Петра I. Том II. № 19. (1914). [6], II, [2], 153 c.; 1 л. фронтиспис (портрет), 1 л. грав. тит., LV л. табл.
В XIX веке в среде российской аристократии популярным увлечением стала нумизматика, один из самых престижных и сложных видов коллекционирования. Нумизматика имеет прямое отношение к экономике, идеологии, государственным регалиям, художественным образам императорских особ и важных исторических событий. Коллекции монет являются ценным источником сведений по русской истории. Великий князь Георгий Михайлович стал создателем одной из самых крупных коллекций русских монет от Петра I до Александра III и выпустил самое знаменитое и полное издание, посвященное русской монетному производству этих периодов. Много уникумов содержала его коллекция. Но главная заслуга великого князя заключалась в том, что он осознавал ее как важнейший научный инструмент, и решил на базе ее и еще нескольких крыпнейших собраний издать «Корпус русских монет», который стал исчерпывающим и ни с чем не сравнимым по полноте и научному качеству описанием русского монетного производства за период более чем в 200 лет. Великий князь вместе со своими единомышленниками заложил основу научного подхода к исследованию истории монетного дела Российской империи.
«Корпус русских монет» был издан с небывалой роскошью и изяществом. Это собрание каталогов, структурированное по периодам царствований русских царей, является наиболее авторитетным источником по русской нумизматике XVIII-XIX в.в. Издание печаталось в двух лучших типографиях столицы: тексты набирались у Поставщика Императорского Двора А.Бенке, таблицы и иллюстрации изготавливались в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Образы монархов гравированы с самых известных портретов. На титульных листах, в зависимости от того, периоду правления какого императора посвящен том, меняется сюжетная виньетка средника. Так, в томе «Монеты царствования Императора Александра II» выполнен средник с видом собора Спаса на Крови работы его создателя академика архитектуры А.Парланда. Собор был мемориалом царю-реформатору.
В знак памяти о трагической гибели императора Александра II великий князь Георгий Михайлович начинает с тома, посвященного этому периоду. Практический смысл такого построения работы заключался в том, что этот период был самым близким и потому наиболее полно представлен монетами и документами в доступных создателям книги хранилищах. Собрания монет были образцово систематизированы, а документы было сравнительно просто отыскивать. В целом собрать и обработать материал за XIX век было значительно проще, чем за XVIII-й. Великий князь Георгий Михайлович в издании своих каталогов двигался вглубь прошлого - до начала правления Петра I. В Петровскую эпоху русские монеты начали чеканиться машинным способом из трех металлов: золота, серебра и меди. Экономические и метрологические принципы, положенные в основу Петровской денежной системы, просуществовали до 1917 г. На развитие этой системы влияли внутри- и внешнеполитические факторы.
Период монетной чеканки Петра I (1682-1725) должен был состоять в «Корпусе русских монет» из четырех томов. Предполагалось, что первый том, относящийся к Петровскому периоду, как и прежде, будет содержать документы по истории монетного дела. А в остальные тома должны были войти 150 таблиц с изображениями и описаниями монет. Но в 1914 г. вышел только второй том «Монет царствования императора Петра I», остальные не появились из-за Первой мировой войны и начавшейся в 1917 г. революции. Второй том охватывает период с 1682 по 1710 г.г. Тираж этого последнего тома практически не был реализован из-за войны и революций. Большая часть экземпляров погибла после ликвидации канцелярии великого князя, где они хранились. Уцелели экземпляры, переданные издателем в нумизматические отделы крупнейших музеев, а также авторам, коллекционерам, предоставившим доступ к своим коллекциям, и, возможно, наиболее заслуженным нумизматам. Поэтому этот том является самым редким в серии.
Известно также, что были напечатаны таблицы к следующему тому, освещавшему период монетного производства с 1710 по 1718 г.г. Их печать производилась в 1915-1916 г.г. Эти комплекты по 50 листов были перевезены великим князем в Русский музей, управляющим которого он являлся. Там они хранились до 1920-х г.г. Но даже автор-участник ряда предыдущих томов А.А.Ильин об этом не имел сведений. В итоге новые сотрудники в условиях острого дефицита бумаги часть этих таблиц использовали на каталожные карточки. Но это было вовремя замечено и 150 комплектов таблиц попало в нумизматический отдел Эрмитажа. Оттуда они позднее рассылались по музеям страны и за рубеж.
Создание всего «Корпуса русских монет» заняло чуть более четверти столетия. Каждый новый том по выходе стоил около 10-15 рублей. А цена за все вышедшие тома могла приближаться до революции к 200 рублям, что составляло колоссальную сумму.
«Корпус русских монет» стал основой для всех последующих нумизматических каталогов. Но подлинное значение труда нескольких увлеченных людей под эгидой великого князя видно только из детального рассмотрения ряда сюжетов, связанных с созданием «Корпуса».
Прежде всего, «Корпус русских монет» в целом имел новаторский замысел, шедший гораздо дальше, чем интересы прикладной нумизматики. В нем сочетались богатые своды документальных источников с синхронными им великолепными таблицами фотоизображений и описаниями монет. Эти таблицы чрезвычайно четко передавали вид монет в их реальную величину. Тома содержат почти исчерпывающую информацию по всем выпускам монет с конца XVII века по 1890 г.: место и год чеканки монеты, количество отчеканенных экземпляров, особенности и подробные сведения о лигатуре каждого выпуска и т.д. Создатели «Корпуса» связали те или иные изменения в нумизматике с определенными событиями в экономике, от чего зависели скачки курсов, вымывание монет из драгоценных металлов с российского рынка и т.д. Насколько такой подход опережал свое время, свидетельствует тот факт, что после выхода «Корпуса» ничего подобного по масштабам в мировой нумизматике не появлялось. А в парижском (1916 г.) и в бостонском (1978 г.) переизданиях «Корпуса» была оставлена узко нумизматическая часть - описания и изображения монет. Это значит, что западных нумизматов-коллекционеров редко интересовала история монетного дела как такового.
В «Корпусе русских монет» в мельчайших деталях представлено русское монетное производство, включая его самые темные и ранее неизвестные сюжеты. Уже первый том издания вызвал шок в двух министерствах - финансов и иностранных дел. В нем разоблачалась авантюра Екатерининского времени - тайная чеканка в С.-Петербурге начиная с 1786 г. голландских червонцев - «лобанчиков». Среди множества других интереснейших деталей - перипетии с чеканкой медной монеты, пробные монеты; выпуск фальшивых монет, незаконная частная чеканка за границей и борьба с ней; создание временных провинциальных монетных дворов (например, в Крыму князь Г.Потемкин собирался печатать монету из дешевой турецкой меди, чтобы не возить материал с Урала по русским бездорожьям); Константиновские рубли, напечатанные в конце 1825 г. в количестве нескольких штук (сенсационная их находка в архиве была совершена в 1879 г. - монеты поступили в коллекции к И.И.Толстому, в Эрмитаж и великому князю Георгию Михайловичу); платиновые монеты времен Николая I, скупая которые по низкой цене, Великобритания пополняла свои запасы платины, и т.д.
В основу каталога «Корпус русских монет» были положены монеты не только из собрания великого князя, но и из коллекций Г.Р. Кирхнера, графа И.И.Толстого, П.В.Зубова, А.М.Черносветова, А.А.Ильина, А.Н.Ленивова - то есть крупнейшие нумизматические собрания России, в которых чеканка монет за 200 лет отразилась максимально полно. Артефакты из других коллекций занимали в «Корпусе русских монет» значительное место. В каталоге были представлены также уникальные монеты из Британского и Венского музеев, Эрмитажа, Академии наук, Московского университета. Корпус стал крупнейшим изданием всего комплекса монет избранного периода.
Блестящую оценку «Корпусу русских монет» со стороны профессионального сообщества дал Н.П.Лихачев в своей рецензии «Русские монеты 1741-1796 годов. (Критическая заметка)». В ней он дает такую характеристику книгам великого князя Георгия Михайловича: «Благодаря замечательно точному описанию и чудно исполненным таблицам, издание носит такой монументальный, такой исчерпывающий вопрос характер, что можно сказать, не оставляет ничего будущим нумизматам, кроме подбора случайно пропущенных вариантов и штемпелей. Такое значение этого, единственного в своем роде, нумизматического свода позволяет предъявить к нему повышенные критические требования». Н.П.Лихачев считал, что этим трудом «надолго сказано последнее слово современной научной разработки» истории русской нумизматики XVIII-XIX в.в. По наблюдениям маститого критика, издатель «… не оставил почти ни одного сколько-нибудь заметного варианта без описания и рисунка, дал впервые хорошие изображения многих первоклассных редкостей, издал некоторые монеты, до него остававшиеся неизвестными». Эта рецензия, выпущенная малым тиражом на слоновой бумаге большого формата в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, приплетена к представленному экземпляру, что еще более повышает его значимость и делает исключительно редким.
Великий князь Георгий Михайлович (1863-1919) - третий сын великого князя Михаила Николаевича, внук Николая I, выдающийся нумизмат, управляющий Русского музея императора Александра III, почетный член Санкт-Петербургской Академии наук (1898 г.). Родился близ Тифлиса, когда его отец был Кавказским наместником. Получил свое имя в честь Георгия Победоносца, который является высшим покровителем Грузии. Великий князь увлекся собиранием монет в 14 лет. Он начал покупать их на армянском базаре в Тифлисе. В скором времени его коллекция насчитывала уже около 700 медных монет.
Уехав на службу в Петербург, великий князь познакомился с братьями Толстыми. Граф И.И.Толстой обладал одной из лучших в России коллекцией монет. Его гувернером и наставником в деле нумизматики был Х.Х.Гиль. Великий князь Георгий Михайлович рано познакомился с ним и быстро заполучил его в качестве главного наставника. Х.Х.Гиль выступал посредником и экспертом для великого князя при покупке выдающихся монетных коллекций. Наиболее интенсивно великий князь стал составлять свое собрание после 18 лет, когда его бюджет увеличился до четверти миллиона рублей в год. В это время он приобрел ряд важнейших коллекций: Савельева, Смирнова, Брыкина, Плахова, Козлова, Чебарова и графа Чапского.
В 1886 г., в 23 года, великий князь Георгий Михайлович издал памфлет, ставший дебютом его издательско-нумизматической деятельности, в котором он информирует о начале работ над «Корпусом русских монет». На момент выхода памфлета коллекция великого князя насчитывала около 2 000 медалей и 8 000 монет, «...из коих до-Петровских 2 000, после Петровских золотых 432, платиновых 51, серебряных 2 947, медных 2 570». В 1903 г. в его коллекцию входило16 049 монет: 700 золотых, 51 платиновая, 10 601 серебряная, 4 697 медных монет и 3 371 медалей. Это была колоссальная коллекция. На ее базе он организовал Минц-кабинет. По словам Д.Чавчавадзе, внука великого князя, собрание Георгия Михайловича включало практически все монетные типы периода Российской империи. Коллекция пополнялась несколькими способами.
С одной стороны, великий князь по рекомендациям Х.Х.Гиля покупал лучшие частные собрания монет, с другой, он имел доступ к открытым археологами кладам, которые попадали в Эрмитаж, и к другим ценным находкам. Так, в 1898 г. в соборе Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерской лавры был найден клад, монеты и медали из которого выкупил Эрмитаж. Через пару лет директору Эрмитажа поступило письмо от великого князя Георгия Михайловича. В нем он писал, что император пожаловал ему из дублетов Киевского клада пять монет: «Два получервонца царя Михаила Федоровича, два тройных червонца царя Алексея Михайловича и один получервонец царевны Софии Алексеевны и царей Иоанна и Петра Алексеевичей».
В 1895 г. великий князь Георгий Михайлович был назначен Августейшим управляющим Русского музея императора Александра III в С.-Петербурге. Он служил в этой должности безвозмездно в течение 22 лет, имея право личного доклада Николаю II, принимал участие в создании музейной коллекции живописи и скульптуры. В 1909 г. великий князь подарил свою коллекцию монет Русскому музею, оставаясь до конца жизни ее распорядителем. Но Русский музей не имел помещений соответствующего масштаба для хранения и экспонирования уникального собрания. Их предстояло построить. В этот период коллекция хранилась во дворце великого князя. В дальнейшем она должна была остаться неизменной, запрещались посмертные отчуждения или пополнения собрания. С началом Первой мировой войны коллекция была перевезена от имени Русского музея в Санкт-Петербургскую Судную казну для хранения. Ценный вклад размещался в пяти ящиках: четыре - весом в 29 пудов пять фунтов были оценены в 300 000 руб. и один - весом один пуд шесть фунтов - в 40 000 руб.
После Октябрьской революция 1917 г. судьба великого князя и его уникального собрания складывалась трагично. Георгий Михайлович был арестован и в январе 1919 г. расстрелян большевиками в Петропавловской крепости в Петрограде как заложник в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии. Часть монет, оставшаяся в России, в 1920-е г.г. была переплавлена. Несколько наиболее ценных попали в музеи. Например, первая русская золотая монета, златник князя Владимира, входит в собрание Государственного Исторического музея. В Государственном Эрмитаже хранятся монеты из чемодана великого князя, случайно найденного в вещах Петроградской Чрезвычайной комиссии.
Большую часть коллекции удалось вывезти в Югославию. Она вернулась в собственность эмигрировавшей семьи великого князя. Предпродажный каталог уникальной коллекции был выпущен в 1939 г. Из-за начала Второй мировой войны аукцион не состоялся. Часть монет была продана в 1950 г. в Лондоне. Оставшаяся часть монет попала в США, где, сменив несколько владельцев, была куплена С.Капланом из Цинциннати. У Каплана ее приобрел Уильям дю Понт младший. Американский миллионер подарил монеты, включая Константиновский рубль Георгия Михайловича, Смитсоновскому институту в Вашингтоне, где они и находятся до сих пор. Другая наиболее ценная часть хранится сейчас в Национальной библиотеке Парижа. В недавнее время некоторые предметы из коллекции великого князя вернулись в Россию.
Итак, великий князь Георгий Михайлович собрал уникальную коллекцию монет, решил на ее основе издать «Корпус русских монет» и решал все вопросы, связанные с концепцией и изданием грандиозного каталога. Научно-исследовательскую и археографическую составляющие ему помогали реализовать несколько человек. Главную роль в составлении Корпуса сыграл крупнейший российский нумизмат того времени Христиан Христианович Гиль. Он отвечал за систематизацию, описание монет и компоновку их фототипических таблиц. Поиск и подготовку архивных документов по монетному производству осуществлял М.Г.Деммени. Он изучил архивы различных ведомств, а также городов, где в то или иное время чеканили монеты. В 1887 г., незадолго до начала издательского проекта великого князя Георгия Михайловича, он составил и выпустил на средства своего Августейшего начальника «Сборник указов по монетному и медальному делу из Полного собрания законов». М.Г.Демени отобрал по возможности полно законодательные акты, определявшие денежную систему и чеканку монеты: указы, распоряжения министров, проекты и т.д. Были использованы дела Монетного отделения, архивы Комиссии финансов, Совета управления Царства Польского и др. Благодаря высокому покровительству великого князя М.Г.Деммни имел доступ ко всем документам, даже свежим и еще не попавшим в архив, хранившимся в соответствующих учреждениях и министерствах. Когда он перешел к документам XVIII века, ему пришлось совершать командировки в Москву, Екатеринбург, в Крым, где существовали или планировались монетные дворы и остались об этом материалы. Искать их приходилось иногда среди неразобранных дел в архивах, за сохранностью которых в то время не особенно следили. Одним из побочных результатов работы М.Г.Деммени стала реорганизация Екатеринбургского архива, документы которого полностью пришлось пересмотреть и упорядочить.
Христиан Христианович Гиль (1837-1908) - выдающийся российский нумизмат немецкого происхождения. Родился в городе Висбадене. В 1867 г. прибыл в Россию в качестве воспитателя и гувернера к детям графа И.Толстого. Он углубленно занялся изучением монет в связи с увлечением Толстых нумизматикой. С 1869 г. начинается его деятельность в области русской нумизматики. Составленная им коллекция легла в основу одного из крупнейших собраний русских монет, принадлежавшего графу И.И.Толстому. Собрание греческих монет русского побережья Черного моря, скомплектованное Х.Х.Гилем, было единственным в своем роде. Х.Х.Гиль является автором ряда важных трудов в области русской нумизматики. Он модернизировал «табличную методу» своего предшественника ученого-минералога и нумизмата Л.Панснера (1777-1851), утвердил научный подход к нумизматике в нашей стране, задал направление и систему развития российской нумизматики, сформировал научные традиции. Так, исследователь классифицировал монеты по типам и другим группам, следуя четкой системе, что позволяло коллекционерам определять монеты, которые он не видел лично и не мог включить в таблицы.
Эти традиции были продолжены его учениками И.И.Толстым и А.А.Ильиным, крупнейшими коллекционерами и специалистами своего времени. Х.Х.Гиль был автором таблиц и описаний монет в «Корпусе» великого князя, а кроме того, его наставником в нумизматике, и вместе со своим Августейшим учеником формировал научную концепцию издания.
Благодаря работе для великого князя Х.Х.Гилю был открыт доступ к сокровищам Императорского Минц-кабинета в Эрмитаже, где были собраны монеты и медали. Х.Х.Гиль смог работать над изданиями великого князя примерно до 1900 г., но предусмотрительно подготовил таблицы почти для всех последующих томов. Он занимался изготовлением слепков с монет из частных коллекций, с которых потом уже делались снимки для таблиц. В итоге он ослеп, а к работе по подготовке последних томов «Корпуса русских монет» были подключены А.А.Ильин и И.И.Толстой.
А.А.Ильин заменял Х.Х.Гиля во время его продолжительной болезни и окончательно сменил после его смерти в 1908 г. А.А.Ильин и И.И.Толстой трудились над изданием в свободное от основных обязанностей время по доброй воле и безвозмездно. Они удовлетворяли собственный интерес, рассчитывая на благодарность других любителей-коллекционеров. Предположительно, целиком авторству И.И.Толстого принадлежал том о монетах, чеканенных для Пруссии, Грузии, Царства Польского и Финляндии, поскольку граф имел лучшие коллекции очень редких монет удаленных российских провинций. Том написан преимущественно на материалах его собрания.
Алексей Алексеевич Ильин (1858-1942) - выдающийся картограф, нумизмат, издатель, историк, член-корреспондент АН СССР (1928). Сын и продолжатель дела А.А.Ильина, основателя Картографического заведения А.А.Ильина. Окончил Александровский лицей (1875), работал под руководством своего отца в «Картографическом заведении А.А.Ильина», в 1889 г. возглавил предприятие, одновременно вел научную и редакционную работу по созданию картографических произведений и совершенствованию технологии их тиражирования. Разработал способ многокрасочной печати, за это в 1893 г. был удостоен Золотой медали Петербургской Академии наук.
А.А.Ильин углубленно занимался историей денежного обращения в России. С 1920 г. работал в Государственном Эрмитаже заведующим отделом нумизматики, в 1920-1930-х г.г. возглавлял также секцию нумизматики Государственной Академии истории материальной культуры. А.А.Ильин остался в Ленинграде в блокаду; как картограф и знаток Ладожского озера консультировал проектирование «Дороги жизни». Погиб от голода на рабочем месте в Эрмитаже.
Интерес к коллекции великого князя и его грандиозному «Корпусу русских монет» значительно возрос в настоящее время. В 2019 г. отмечается дата трагической гибели Георгия Михайловича, в память о котором С.-Петербургский Монетный двор отчеканил медаль «Великий Князь Георгий Михайлович - Августейший нумизмат». К этому времени появилось нескольких масштабных публикаций и исследований о великом князе и его коллекции. Еще более тема актуализировалась в связи с открытием осенью 2019 г. Музеем Международного нумизматического клуба в Москве выставки «Августейший нумизмат. Великий князь Георгий Михайлович. Судьба и наследие». Она посвящена личности великого князя, его нумизматической коллекции и монументальному изданию «Корпуса русских монет». На выставке представлены 234 экспоната из коллекций Эрмитажа, Русского музея, Государственного исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, а также из собрания основателя Международного нумизматического клуба и музея при нем В.Алекперова, крупнейшего коллекционера нумизматики. На выставке представлены и документы ряда центральных архивов. Крупнейшие музеи России представили свои нумизматические коллекции, документы и личные вещи великого князя Георгия Михайловича. Интересно, что на выставке экспонируются и части коллекции Георгия Михайловича, возвращенные в Россию, а также его ранние коллекции, подаренные им в музеи до революции.