Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гобза И. Столетие Московской 1-й гимназии. 1804-1904 гг.: Краткий исторический очерк. М., 1903. Юбилейное издание, отпечатано небольшим тиражом, в продажу не поступало. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Гобза И.О.
Год издания: 1904


Гобза И. Столетие Московской 1-й гимназии. 1804-1904 гг.: Краткий исторический очерк. М., Синодальная типография, 1903. [4], 444, 27 с.; 10 л. илл. 25,5 х 17,5 см. Юбилейное издание, отпечатано небольшим тиражом, в продажу не поступало и не переиздавалось. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкость.

Настоящее юбилейное издание было подготовлено директором Первой Московской мужской гимназии филологом-классиком, латинистом Иосифом Освальдовичем Гобзой (1848-1927). Оно было напечатано к торжествам 100-летия гимназии, экземпляры распространялись в качестве подарков лицам, сыгравшим заметную роль в ее истории.

Первая Московская гимназия была очень важным учебным заведением. Она является одной из старейших московских гимназий и одной из передовых для своего времени школ, дававших всестороннее общее среднее образование, обеспечивавшее поступление в университет. Едва ли не вся интеллектуальная элита дореволюционной Москвы вышла из этих стен. Здесь учились выдающиеся русские историки С.Соловьев и М.Погодин, драматург А.Островский, теоретик анархизма князь П.Кропоткин, множество профессоров и докторов наук, немалое число министров и товарищей министров и т.д. В здании гимназии в 1836 г. побывал А.С.Пушкин.

Первая Московская гимназия была создана в ходе реформ Александра I. Учрежденное им в 1802 г. Министерство народного просвещения выстраивало отечественную систему всеобщего образования вокруг университетов, которые были открыты в ряде крупнейших культурных центров империи. После создания министерства были основаны Дерптский, Виленский, Харьковский и Казанский Императорские университеты. В 1804 г. был принят первый российский Университетский устав, по которому вокруг университетских центров образовывались учебные округа. В округах обеспечивалось силами университетов народное просвещение, создавались уездные начальные училища. Основной подготовительной ступенью к университету должны были стать гимназии, которые обеспечивали реализацию идей устава. Успешная сдача выпускных экзаменов в гимназии давала право на поступление в университет.

Первая Московская гимназия возникла в 1804 г. на базе Московского Главного народного училища, существовавшего с 1786 г. и пришедшего к началу XIX века в упадок. Образование в училище строилось по новой программе, отвечавшей духу эпохи Просвещения. Учителями здесь зачастую были выпускники Московского университета. Со временем они становились профессорами. Среди прочего, в училище преподавались точные науки, латынь и немецкий. В конце XVIII века в программу пытались ввести дисциплину «бухгалтерия».

Заведение предоставляло значительному числу учащихся пансион с одеждой, питанием и учебниками. На открытии училища меценат П.Демидов пожертвовал на его содержание 5 000 рублей. Проценты от этой суммы шли на покрытие содержания бедных учеников из пансиона. Интересно, что наибольшее число учащихся происходило из дворовых и солдатских детей, а детей из привилегированных сословий поначалу было менее четверти, но постепенно их доля росла. Эта всесословность сохранялась до конца существования училища и продолжалась какое-то время в гимназии. В училище в год число учащихся составляло около 250 человек. На казенном содержании в пансионе состояло до 50-70 человек. В год на такого ученика выделялось по 60 руб. Крестьяне и мещане предпочитали отдавать своих детей только на первые два года обучения из четырех. Проходившие годовую программу ученики разбивались на группы по успеваемости, а не по сословному признаку. Учителя получали жилье при училище.

Преобразованием училища в гимназию занялся первый ее директор Петр Михайлович Дружинин, 17 лет преподававший до этого в училище. Как и прежде, в гимназии изначально был 4-летний курс обучения. Принимали в нее детей, освоивших программу приходской школы или уездного училища.

Программа гимназии в сравнении с училищем заметно расширилась. Она включала в себя курсы математических наук, философии, экономики и права, истории, географии и статистики, естественной истории, торговли и технологий, латыни, немецкого и французского языков и др. Уже первый состав педагогов был внушительным. Например, языки преподавали их носители, выходцы из Европы, а рисование - итальянец, выпускник Болонского университета. Ученики того же училища заполнили первые два класса гимназии. Многие традиции и порядки училища сохранялись. Преподаватели гимназии постепенно строили научную карьеру, становясь докторами наук и профессорами.

До 1819 г. образование в гимназии было бесплатным. Первое здание гимназии находилось на ул. Варварке, но оно было ветхим и его площадей оказалось недостаточно. Поэтому с 1806 г. появилось еще здание на ул. Волхонке. В 1810 г. здание на Волхонке сгорело, в 1812 г. было сожжено и здание на Варварке. Для гимназии стали арендовать флигель. Новый трехэтажный корпус был построен в 1819 г. на Волхонке у Пречистенских ворот (позднее гимназии по этой улице принадлежали д. 16 и 18). Количество корпусов постепенно увеличивалось. Теперь здания гимназии располагались также по адресу Знаменский переулок, д. 2.

Этапы жизни учебного заведения связаны с университетскими уставами, регулировавшими его деятельность. Эти уставы начинали действовать не сразу. Поэтому рубежными датами в истории гимназии стали 1832, 1850, 1865 и 1872 г.г. С 1833 г. гимназия получила свое каноническое название. Вскоре обнаружилось, что она переполнена и, чтобы решить проблему, была открыта Вторая Московская гимназия.

Первая Московская гимназия встроилась в единую систему подготовки государственных служащих. В настоящем издании собраны сведения о процессе обучения и быте гимназии. Приводится количественный и социальный состав учеников, показано их материальное обеспечение, учебная программа и ее изменения. Отражены новшества в процессе обучения, методиках, системе проверки знаний. Рассказывается об учителях, их специализации, педагогической нагрузке, окладах, условиях жизни. Приводятся разнообразные статистические данные и полный список учащихся за все годы с указаниями об успехах в учебе и сфер деятельности некоторых из них.

В 1872 г. при гимназии были образованы Высшие женские курсы профессора В.И.Герье - первое Высшее учебное заведение для женщин в Москве. В 1918 г. в зданиях по Волхонке, 18 разместили президиум Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН) и шесть научных заведений, находившихся под его эгидой, в том числе и Институт языка и литературы имени В.В.Виноградова. В 1936 г. здание передали на баланс АН СССР.