Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гольцман О. Падение Иудейскаго государства. М., 1899. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Гольцман О.
Год издания: 1899


Гольцман О. Падение Иудейскаго государства. (Перевод с немецкаго). М., типо-литография Русск. Т-ва печатн. и издательск. дела, 1899. VI, 368 с. 23,7 х 16 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Оскар Гольцман (1859-1934) - протестантский библеист и экзегет, один из крупнейших ученых-гебраистов конца XIX - начала ХХ в.в. С 1889 г. профессор новозаветного богословия в Гисенском университете. Среди важнейших работ ученого - «Падение Иудейского государства», впервые изданная на русском языке в 1899 г. Книга посвящена истории евреев эпохи Второго Храма. Большое внимание исследователь уделял значению психологии в истории, использовал прием психологической реконструкции, чтобы проникнуть во внутренний мир исторических деятелей и целых народов.

Период Второго Храма - один из наиболее важных и насыщенных событиями периодов истории еврейского народа, он длился с 516 г. до н.э. по 70 г. н.э. Начало его ведется с восстановления главной святыни евреев - Иерусалимского храма по воле персидского царя Кира. В очередной раз Храм был разрушен римлянами в ходе подавления мощного Иудейского восстания 66-71 г.г. н.э., события которого Иосиф Флавий описал в своем знаменитом произведении «Иудейская война».

На период Второго Храма пришлось сложение библейского канона, мощное влияние эллинизма, перевод Библии на греческий язык, рождение на основе иудаизма христианства, которое стало, по мнению историка, важнейшим итогом взаимопроникновения еврейской культуры и эллинизма. Эпоха ознаменовалась походами Александра Македонского, войнами Маккавеев, римскими завоеваниями и др. Исследователь изучает место евреев в этот период в геополитической расстановке сил на Ближнем Востоке. В этот период истории рождаются как минимум два государственных праздника Израиля: Ханука и Йом Кипур.

В книге рассмотрены важнейшие аспекты жизни евреев на Ближнем Востоке, как в Палестине, так и в других странах. Не имея собственного государства большую часть этого исторического периода, евреи в своем культурном творчестве обращались от политической жизни к религиозной и литературной, именно в этих сферах культуры кипела мысль и происходил поиск ответов на вызовы времени.

Исследователь проводит периодизацию по политическому принципу, выделяет периоды: до правления Антиоха IV Сирийского, война Маккавеев, правление Асмонеев до Гиркана II, падение дома Асмонеев и правление Ирода Великого. Завершает эпоху правление потомков Ирода и время властвования в Палестине римских прокураторов, на третью четверть I в. н.э. приходится гибель Иудейского государства.

О.Гольцман рассматривает важнейшие произведения еврейской литературы той эпохи, показывает, как в них отразились народные чаяния, авторские взгляды, развитие идеологии. Представлены притчи Соломона, книги Иисуса сына Сирахова, произведения библейского канона и многое другое. Книги пророков и прочие тексты, появляющиеся в это время, ставят серьезные идеологические и нравственные вопросы. В это время иудейская культура тесно взаимодействует с эллинизмом, благодаря чему рождаются школы и течения мысли, стремящиеся к философской и аллегорической интерпретации Библии. Большое внимание уделено религиозной жизни евреев в узком смысле, делается попытка объяснить развитие иудаизма и рождение из него христианства. Тексты пророков представлены и объясняются на фоне происходивших политических событий, жесткого противостояния язычников и монотеистов.

В эпоху подчинения Палестины Римской империи евреи начинают широко расселяться по провинциям и городам римского государства. Растет число евреев в диаспоре. С другой стороны, достаточно активно развивается прозелитизм, что приводит в ряды иудеев представителей языческих народов.

В политическом отношении интересен блестящий период правления Ирода Великого, который ненадолго вернул Иудее ее былое величие и могущество. Главной его целью было ввести свою страну в круг римской системы права и образования. Он выстроил новый храм, который был признан и евреями, и греками. Фигура Ирода заключает в себе глубокий внутренний трагизм: он казнил одну из своих жен и трех ее сыновей, изгнал других жен и сына из своего дома. Попытки сблизить иудаизм и греко-римскую культуру были не поняты и не оценены современниками.

В эпоху эллинизма в лоне иудаизма рождаются и развиваются различные секты, число и активность которых к I в. н.э. начинает увеличиваться. Основные среди этих сект - фарисеи, саддукеи, зелоты, ессеи. Показано соперничество этих сект и формирование среды, благоприятной для рождения новой идеологии, ставшей основой раннего христианства. Представлена жизнь иудейских книжников, наиболее яркими и авторитетными фигурами среди которых были мудрецы Гиллель и Шаммай.