Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Горьковский автомобильный завод. Стахановцу Нач. Экспер. Цеха Лоскутову И.К. в день XIX годовщины Октября. Фотоальбом. [Горький, 1936]. Экземпляр директора ГАЗа И.К.Лоскутова. В подносном переплете и в современном художественном футляре. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1936


[Горьковский автомобильный завод]. Стахановцу Нач<альнику> Экспер<иментального> Цеха Лоскутову И.К. в день XIX годовщины Октября. [Фотоальбом]. [Горький, 1936]. 25 фотографий, наклеенных на 13 л. паспарту; 1 фотопортрет на обороте передней крышки. 19 х 27 см. Размеры снимков: 16,8 х 23,5 см. Экземпляр И.К.Лоскутова, директора ГАЗа в 1938-1948 г.г. Листы паспарту крепятся у корешка в парных отверстиях на шнур. В подносном переплете с золотым тиснением на передней крышке и в современном цельнотканевом художественном футляре. Отличная сохранность. Представляет историческую ценность. Редкость.

В начале 1930-х г.г. в СССР начался процесс бурного развития промышленности. В г. Горьком уже в первую пятилетку был построен Горьковский автомобильный завод им. В.М.Молотова. Архитектурный проект и планировка предприятия создавались американской инженерной фирмой «Остин». Оборудование поставлялось из США. В производстве завод равнялся на предприятия Г.Форда.

В настоящем альбоме представлены оригинальные фотографии, сделанные штатными фотографами Горьковского автомобильного завода. На каждом снимке в правом нижнем углу виден двойной восьмизначный номер, которым помечались архивные негативы. Фотографии относятся к первому 5-летию работы завода, поэтому представляют особый исторический интерес.

На снимках мы видим легендарный легковой автомобиль «Эмку» (ГАЗ М-1) - второе по счету детища «ГАЗа» из линейки легковых автомобилей. Этой машине посвящены четыре снимка в альбоме, что может свидетельствовать о том, что И.К.Лоскутов имел прямое отношение к разработке автомобиля. На фотографиях также представлены корпуса завода: головная контора, проектное депо и экспериментальный цех, прочие цеха и прилегающие территории со стоянками сошедших с конвейера грузовых и легковых автомобилей, а также мотоциклов; здания, создававшие инфраструктуру завода (поликлиника, детский сад и школа, дворец культуры, дом отдыха, жилые кварталы рабочих, от которых к цехам ходил трамвай).

Буква «М» в названии марки автомобиля происходила от первой буквы фамилии председателя правительства СССР В.М.Молотова. ГАЗ М-1 был первым легковым автомобилем, запущенным в СССР в массовое производство. Его разработка на Горьковском автомобильном заводе началfсь при участии И.К.Лоскутова, а на конвейере машина стояла с 1936 по 1942 г.г. В советском легковом автопроме автомобилю предшествовала модель ГАЗ-А, выпущенная на этом же заводе в начале 1930-х г.г. Она быстро устарела.

В основу М-1 легли две модели Форда 1933-1934 г.г.: «В» и «18». В качестве прототипа для выпуска в СССР был избран Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 г., с четырехцилиндровым мотором и в стандартном оформлении. Подготовить новую модель к производству и создать часть производственной оснастки советской стороне предстояло самостоятельно.

Автомобиль был существенно переработан в соответствии с нашими климатическими и дорожными условиями того времени. Была повышена прочность и надежность всех узлов и агрегатов для продолжительной работы, повышена проходимость. Достигнуты высокие динамические показатели при топливной экономичности, комфортабельность на уровне американских массовых моделей, простота в уходе и ремонте даже при низкой квалификации персонала. Отличия от прототипа были достаточно велики, особенно в конструкции подвески, в рулевом управлении и приводе тормозов. Автомобиль получил штампованные колесные диски вместо спицованных и шины низкого давления. Автомобиль приобрел намного более плавный ход, повысилась долговечность узлов шасси. Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов. На заводе эту модель уже считали своей собственной, хотя и созданной под иностранным влиянием. Первые опытные образцы автомобиля появились в 1935 г. Всего было изготовлено 62 888 экземпляров. В 1937 г. ГАЗ М-1 экспонировался на Всемирной Промышленной выставке в Париже.

Альбом был подарен Ивану Кузьмичу Лоскутову, в то время начальнику Экспериментального цеха, 7 ноября 1936 г., ко дню XIX годовщины Октябрьской революции.

Иван Кузьмич Лоскутов (1900-1982) - крупный советский хозяйственный и политический деятель; директор ряда автомобильных заводов, организатор отечественного автопрома. И.К.Лоскутов был директором Горьковского автомобильного завода с 1938 по 1948 г.г., в самое тяжелое время истории предприятия. Под его началом был разработан и запущен в серийное производство автомобиль «Победа». Еще более значим его вклад в организацию военного производства в годы Великой Отечественной войны. В это время ГАЗ за считанные дни пустил на поток производство танков Т-60, а потом - и Т-70. В июне 1942 г. немцы за три недели разбомбили завод почти полностью. Под руководством И.К.Лоскутова всего за сто дней предприятие было отстроено и вновь заработало. В военные годы Иван Кузьмич буквально жил на заводе, в соседнем кабинете у него стояла раскладушка.

И.К.Лоскутов происходил из многодетной крестьянской семьи. С 1919 г. - член ВКП(б). Начинал как комсомольский и партийный активист. Занимался реквизициями церковного имущества для нужд Красной армии. Учился на рабфаке Ленинградского горного института, а затем в Ленинградском политехническом институте. В 1932 г. он проходил производственную практику на Горьковском автозаводе. 

На постоянной основе И.К.Лоскутов работал на заводе инженером-конструктором с 1934 г. В 1936 г. он стал начальником экспериментального цеха,  затем возглавил прессовый цех, а позже руководил всем производством завода. Он строил новые цеха: кузовной, моторный, литейный, цех автоматов. К началу войны мощности ГАЗа выросли в 3,5 раза, а оборудования стало вчетверо больше.

В конце Великой Отечественной войны на заводе начали конструировать грузовики ГАЗ-51, ГАЗ-63 и легковой автомобиль М-20. Это была идея И.К.Лоскутова. 7 ноября 1944 г. опытный образец М-20 был продемонстрирован И.В.Сталину в деле. Одобрения заслужили экономичность двигателя и малый вес машины, но модель была отправлена на доработку. Однако было утверждено название нового автомобиля: «Победа». В 1947 г. первый серийный лимузин сошел с конвейера.

Вскоре после начала распространения автомобилей один участник войны написал в Москву жалобу на качество «Побед». И.К.Лоскутова тут же сняли с должности и перевели в Ульяновск. До 1953 г. он возглавлял Ульяновский автозавод. С 1953 г. И.К.Лоскутов работал в Москве начальником Главка и в Министерстве автомобильной промышленности. В 1996 г. улицу Автомобильную на территории Горьковского автозавода переименовали в честь И.К.Лоскутова.