|
Городская Центральная Электрическая станция в Винно-Соляном дворе. - Usine municipale d’electricite. Фотограф П.П.Павлов. Лист № 152. [М., 1913]. Фототипия в раме и паспарту. Размеры в раме: 57 х 64,5 см. Размеры оттиска: 27 х 36,5 см. Очень хорошая сохранность.
Лист из первого тома «Альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению» (М., 1913). На фототипии изображена Центральная электрическая станция Московских городских железных дорог (еще ее называли Трамвайной электростанцией). Она располагалась по адресу: Болотная набережная, д. 15, корп. 1. Это одна из трех старейших электростанций Москвы. Здание строилось с осени 1904 по весну 1907 г. Предприятие снабжало электричеством всю сеть городских трамваев.
Первая линия трамвая в Москве была запущена в начале апреля 1899 г. «Обществом русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске»». Она тянулась от Бутырской заставы до Петровского парка. В то время электрический трамвай мог разгоняться до скорости около 26 км/ч.
На первых порах ток для трамваев подавался с Раушской электростанции, принадлежавшей «Обществу электрического освещения 1886 года», но было принято решение построить казенную станцию, поскольку сеть трамвайных путей стремительно разрасталась. Для станции было выбрано место между Москвой-рекой и Водоотводным каналом, удобное для подвоза топлива на баржах и изобильно обеспеченное водой для работы котлов. Станция находилась близко к Театральной площади, центру наиболее интенсивного движения трамваев.
Строительство велось по проекту архитектора В.Н.Башкирова при участии знаменитого инженера В.Г.Шухова. Под постройку использовалась часть земли Винно-Соляного двора. Расчетная мощность станции в то время составляла не менее 15 тыс. кВт, а к 1914 г. она возросла до 23 тыс. кВт. Пока станцию строили, ток для трамваев производился сооруженной неподалеку временной электростанцией, которая была разобрана по завершении строительства. Первая очередь станции была торжественно запущена в присутствии городского головы Н.И.Гучкова 2 февраля 1907 г. В котельной работали восемь водотрубных паровых котлов производства фирмы «Фицнер-Гампер». Машинный зал был оборудован двумя паровыми турбогенераторами «Броун-Бовери». Трамвайное хозяйство к этому времени потребляло почти треть всей производимой в Москве электроэнергии.
Архитекторы проектировали станцию так, чтобы здание гармонировало с формами храма Христа Спасителя и Кремля. Трамвайная электростанция стала выдающимся памятником промышленного зодчества эпохи модерна. Венчали постройку четыре высокие кирпичные трубы. Украшением являлась утраченная впоследствии башенка с часами, напоминавшая Спасскую башню Кремля. Со временем и кирпичные трубы были заменены на металлические, была потеряна лепнина на фасадах, а у самого здания появились пристройки. В 1930-е г.г. станция стала называться ГЭС-2. Она действовала до 2015 г., находясь в управлении компании ОАО «Мосэнерго».
В настоящее время в здании Трамвайной электростанции открыт музейно-выставочный и образовательный комплекс «Академия современного искусства». В ходе перевода сооружения в новое качество был восстановлен его первоначальный облик, запечатленный на представленном снимке, включая декор фасадов и башенку с часами.
В 1912-1913 г.г. Московское городское управление выпустило большого формата «Альбом зданий, принадлежащих Московскому городскому общественному управлению». Альбом содержал 220 фототипий, выполненных П.П.Павловым, и представлял собой наиболее полное и роскошное дореволюционное издание изображений образцов городской общественной архитектуры Москвы.
Петр Петрович Павлов (1860-1925) - известный московский мастер светописи. В начале своей карьеры он более десяти лет работал в лучшей фотографической фирме Москвы «Шерер и Набгольц», а с 1891 г. открыл собственное фотоателье, находившееся по адресу: ул. Мясницкая, дом Вятского подворья против книжного магазина Бр. Салаевых, а позже - фототипию, где печатал тиражные альбомы видов со своих фотографий. С 1894 г. П.П.Павлов был членом Российского фотографического общества. В 1896 г. его работы были отмечены бронзовыми медалями на фотовыставках в Москве и Нижнем Новгороде. Замечательные снимки П.П.Павлова привлекали современников. Фотограф получал заказы на создание юбилейных альбомов. С 1898 г. П.П.Павлов проводил крупномасштабную съемку достопримечательных мест Москвы и ее архитектурных памятников.