Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гретц А., инж. Химия нефти и искусственного жидкого топлива. ... Под редакцией и с дополнениями проф. А.Д.Петрова. Л.-М., 1936. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкое издание.

Автор: Гретц А., Петров А.Д.
Год издания: 1936


Гретц А., инж. Химия нефти и искусственного жидкого топлива. Перевод Д.Н.Андреева и Л.Н.Петровой. Под редакцией и с дополнениями проф. А.Д.Петрова. Л.-М.: ОНТИ НКТП СССР, Главная редакция горно-топливной литературы, 1936. 530 с. 21,9 х 14,4 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.

Книга впервые вышла на французском языке в Париже в 1931 г. («Pétroles natureles et carburants de synthèse. Costitution chimique-traitement utilisation. Par Antré Graetz. Paris. Librairie I. B. Bailere. 1931»). Ее автором был французский инженер-технолог и химик, занимавшийся очисткой нефти, Андре Гретц (1902-1956), кавалер Ордена Почетного легиона.

Основной задачей этого труда было подвести химическую теорию под практику производства и расширить ее возможности, показав новые пути развития. В книге рассмотрены принципы предварительной обработки сырой нефти, ее перегонки. Автор концентрируется на исследовании технологий химической очистки различных фракций от примесей, крекинга и использования природного газа, крекинга жидких нефтепродуктов и синтеза искусственного жидкого топлива. Нефть благодаря развитию химии становилась в то время сырьем для многих видов промышленности. С появлением новых способов ее превращения она становилась основанием для создания самых разнообразных продуктов. В перспективе эти технологии давали возможность серьезного удешевления автомобильного транспорта.

Значительное внимание в книге уделено рассмотрению применения нефти в моторах. Показан химический состав разных сортов нефти, углеводородов метанового ряда, этиленовых, ацетиленовых, циклических и других углеводородов, добываемых на различных месторождениях по всему миру. Представлены свойства этих сортов, методы синтеза, способы применения и технологии обработки. Среди них - и сорта, добывавшиеся в СССР. Описана химическая основа происходящих процессов, долгое время остававшаяся неисследованной. Разбираются свойства разных химических реагентов и результаты их смешивания с различными углеводородами. Автор концентрируется на анализе химического состава и свойств различных видов топлива, получаемых из нефти и газа. Описаны технологии производства асфальтов, парафинов, бензинов, высших спиртов, ароматических углеводородов, синтеза жидкого топлива из водяного газа. Автор разбирает коммерческие выгоды применения тех или иных технологий на производстве.

Редактор книги профессор Александр Дмитриевич Петров дополнил целый ряд глав советскими исследованиями 1920-х - первой половины 1930-х г.г. в области химии нефти, а также описанием новейших на тот момент технологий, разрабатывавшихся в СССР и США. Он обсуждает перспективы применения многих сложных и дорогостоящих зарубежных технологий в условиях СССР при появлявшихся в годы индустриализации крупных электростанций и месторождений, понижавших себестоимость производств. И эти добавления делали книгу еще более ценным изданием.

В 1931-1932 г.г. А.Д.Петров возглавлял Ленинградский сланцевый институт. В 1935 г. ему без защиты диссертации была присуждена ученая степень доктора химических наук за исследования по катализу при высоких температурах и давлениях. Описания этих технологий впервые были опубликованы в представленной книге. Кроме того, вопрос разработки рентабельных технологий искусственного жидкого топлива, заменившего бы нефть, являлся вопросом долгосрочной перспективы. Во Франции в то время в качестве ресурсов для получения таких видов топлива рассматривали спирты и каменный уголь. Автор и редактор наметили впервые пути его возможных решений. Издание иллюстрировано большим числом снимкой частей производств и промышленных объектов.

Книга ценна и как способ агитации за определенный курс нефтяной политики. Франция не располагала собственными крупными нефтяными месторождениями, поэтому она делала ставку на создание промышленности искусственного жидкого топлива (на базе углей и сланцев) и организовала свою значительную нефтеперерабатывающую промышленность. Она стремилась иметь на складах пятилетний запас нефтяного сырья.

Книга отвечала интересам советской нефтеперерабатывающей промышленности, которая избрала ориентир на производство тяжелых нефтепродуктов (керосина, газойля) в силу определяющейся ставки на легкий дизель в тяжелом автомобильном транспорте и частично в авиации. Эти способы неглубокой нефтеперегонки были осуществимы на тот момент и без значительного участия иностранной технической помощи.