Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Григорьев Б. Расея. Текст П.Е.Щеголева, Н.Э.Радлова, Бориса Григорьева. Пб., 1918. Первое издание. Тираж 750 нумерованных экземпляров. Экз. № 431. В издательском переплете и в современном футляре. Илл. напечатаны на обоях. Хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Григорьев Б.
Год издания: 1918


Григорьев Б. Расея. Текст П.Е.Щеголева, Н.Э.Радлова, Бориса Григорьева. Пб.: издательство В.М.Яснаго, 1918. 3-42, [2] с.; с илл. в тексте и 32 илл. на 16 отдельных листах; 1 л. фронт. 33 x 24,2 см. Два титульных листа на русском и французском языках. Первое издание, отпечатанное в типографии Р.Голике и А.Вильборг на бумаге верже тиражом 750 нумерованных экземпляров. Экз. № 431. В оформлении издания использованы обои фабрики Лихачева. Экземпляр в издательском картонажном переплете, оклеенном бумагой с цветочным орнаментом и наклеенной на переднюю крышку ксилографией с заглавием работы Б.Григорьева. В современном художественном футляре. Хорошая сохранность. Реставрация переплета. Редкость.

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) - выдающийся художник, представитель русского авангарда, окончил Строгановское художественно-промышленное училище в Москве и Высшее художественное училище при С.-Петербургской Академии художеств. В 1910-е г.г. он был одним из самых оригинальных и, в то же время, самых дорогих и престижных портретистов: писал портреты Скрябина и Рахманинова, Шаляпина и Мейерхольда, Добужинского и Рериха, Клюева и Горького, Розанова и Шестова, Керенского и Лили Брик. Он участвовал в выставках объединения «Мир искусства», иллюстрировал произведения А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Саши Черного, сочинял стихи, писал статьи об искусстве.

В 1919 г. Б.Григорьев с семьей эмигрировал из России. Живя на Западе, художник не утерял своей самобытности. Слава блестящего живописца и графика следовала за ним по Европе и Америке. Он много работал, путешествовал по миру, широко выставлялся, его картины покупали лучшие музеи и крупные коллекционеры. В 1926 г. в эмиграции Б.Григорьев так писал о себе: «Сейчас я первый мастер на свете. Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать». Ему принадлежат такие известные циклы и серии работ, как «Расея», «Лики России», «Лики мира».

Б.Григорьев хотел видеть свои большие живописные циклы, в том числе «Расею», опубликованными в сочетании с текстом, как книги, что получило свое воплощение в настоящем издании. В него вошли два эссе Б.Григорьева - «Линия» и «Учитель», а также статьи П.Е.Щеголева и Н.Э.Радлова о творчестве художника.

Альбом "Расея" - одна из самых масштабных работ Б.Григорьева, получившая широкую известность. Сам одноименный живописный цикл впервые был показан художником на выставке "Мир искусства" в 1917 г. Он включил в себя девять картин и 60 рисунков. Серия зарисовок запечатлела портреты и пейзажи русской деревни. По замечанию многих современников и критиков, она была проникнута острым переживанием о судьбе родной страны и ее людей - детей с серьезными лицами стариков, взрослых с печатью войны и смерти на лицах. Красноречиво передавая индивидуальные черты людей, художник выразил и свое отношение к русской истории, близкое, вероятно, по ощущениям «Скифам» А.Блока.

В издании помещены цветные и монохромные репродукции работ мастера. Фронтиспис выполнен в технике цветной автотипии; 32 черно-белых иллюстрации наклеены на 16 листах, изготовленных из обоев разных цветов и узоров; 12 сюжетных заставок, виньеток и рисунков в тексте выполнены в технике ксилографии. На момент издания книги большинство работ находилось в государственных и частных собраниях: Русского музея, Музея Академии художеств, Радищевского музея (Саратов), в коллекциях Т.Покровской, С.И.Молло, Б.В.Махлина, И.А.Морозова, князя Щербатова, Е.Г.Григорьева.

Иллюстрации, наклеенные на обойную бумагу различного цвета и рисунка, создают впечатления репродукций, пришпиленных к обоям во множестве крестьянских домов, что вносит в издание важные смысловые и декоративные штрихи. В конце  1910-х - начале 1920-х г.г. российские поэты и художники-авангардисты зачастую использовали обои для своих печатных и рукописных изданий. Начав использовать обои от недостатка или дороговизны обычной бумаги в период разрухи, они превратили их в средство декоративности, придававшее, кроме того, таким изданиям визуальную и тактильную новизну, а главное - уникальность.

Б.Григорьев избегал крайних форм авангарда, реализм его образов сочетался с всепроникающим внутренним надломом. В «Расее» портретные и пейзажные мотивы русской деревни сложились в своего рода многосложный реквием, красочный и печальный.

Первое издание этой книги имело достаточно хрупкий переплет, поэтому в хорошей сохранности ее экземпляры встречаются редко. В 1922 г. в Германии Б.Григорьев переиздал цикл «Расея», а через год вновь вернулся к этой теме, продолжив ее новым альбомом «Лики России».