|
Григорий, архим. Древние и другие замечательные предметы в Московском Высокопетровском монастыре. М., в Университетской типографии, 1875. [2], 30 с. 27,5 х 18,5 см. Малотиражное издание, отдельный оттиск из Чтений в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском Университете, 1875, кн. 2. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. На титульном листе владельческий штамп - факсимиле подписи: «Протоиерей Николай Скворцов», на передней обложке и титуле в правом верхнем углу дореволюционная печать: «О.Л.Д.П. Отделъ Церковно-Археологический» (О.Л.Д.П. - Общество Любителей Духовного Просвещения). Редкость.
Московский Высоко-Петровский ставропигиальный монастырь - одна из древнейших обителей столицы. Он был основан в XIV веке. По одной из версий, в 1315 г. святитель Петр, митрополит Киевский, Владимирский и Всея Руси, заложил здесь деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла, вокруг которого и образовался позднее монастырь. Именно митрополит Петр перенес центр митрополии в Москву, что обеспечило московским князьям преимущества в борьбе за централизацию государства. Первый каменный храм во имя св. Петра митрополита был построен в монастыре в 1514-1517 г.г. итальянским архитектором Алевизом Новым.
Как известно, особое отношение монастырь имеет к боярам Нарышкиным, к роду которых принадлежал и первый российский император Петр Великий. В конце XVII - начале XVIII в.в. царь Алексей Михайлович и бояре Нарышкины были главными ктиторами монастыря. В 1671 г. на рождение Петра Алексеевича боярин Кирилл Полуэктович Нарышкин подарил своему зятю царю Алексею Михайловичу усадьбу рядом с Высоко-Петровским монастырем, которую монарх передал обители. Так площадь монастыря была увеличена вдвое.
Нарышкины отстроили здесь новые храмы. С 1684 по 1694 г.г. были построены: Боголюбский храм, на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы; Сергиевская церковь с трапезной (построена как уменьшенная копия такого же храма в Троице-Сергиевой лавре) и соединенные с ней галереей-папертью Братский корпус; надвратная Покровская церковь с двухъярусной колокольней и настоятельские палаты, соединенные с ней переходом; а также служебный корпус. В ансамбль монастыря вошли и Нарышкинские палаты, которые позднее были соединены с Братским корпусом. Многие из построек осуществлялись по личным указам Петра I. В частности, по его распоряжению достраивалась Боголюбская церковь, ставшая фамильной усыпальницей. Представители рода делали богатые вложения в обитель, поэтому значительная часть сохранившейся до конца XIX века утвари монастыря была связана с этим семейством и с Петром I. В 1992 г. монастырь получил статус Патриаршего подворья.
В публикации архимандрита Григория описана ценная утварь и исторические реликвии, принадлежавшие московскому Высоко-Петровскому монастырю и сохранившие на себе вкладные, купчие и продажные записи, имена создателей и дарителей, место и время приобретения или вклада. Это были предметы, находившиеся в ризнице, а также, отчасти, и утраченные, но информация о которых дошла в монастырских описях конца XVII и XVIII в.в. В статье воспроизводятся записи на этих предметах, являющиеся важным историческим источником. Среди предметов: три роскошных напрестольных Евангелия XVII в.; серебряные напрестольные и наперсный кресты с частицами Креста Господня и камнями от Гроба; богослужебные сосуды, киот с мощами, плащаница и воздухи с покровцами; иконы, в том числе списки с Боголюбской, Владимирской, Толгской икон Божией Матери, копия 1701 г. с Влахернской иконы, образ святителя Петра с частицей мощей, список с Казанской иконы Божией Матери, который считался чудотворным; церковная утварь, облачение священнослужителей и гробовые покровы, богослужебные книги. Среди наиболее почитавшихся реликвий присутствуют мощи великомучеников Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иоанна Воина, святителя Алексия, митрополита Московского, преподобных Анастасия Синаита, Григория Декаполита и др. В записях на иконах говорится об их создателях, процессах поновления и реставрации. Среди поновителей был, например, придворный изограф Симон Ушаков. Описаны чудеса, связанные с некоторыми из икон, и другие обстоятельства их бытования.
Среди вкладчиков и бывших владельцев, указанных в записях, присутствуют царь Алексей Михайлович Романов, бояре Нарышкины, Голицыны, боярин Ф.М.Ртищев, князь Я.Н.Одоевский, ближний стольник И.Бутурлин, стольник Ф.П.Дубровский, духовный писатель Симеон Полоцкий и др. Также говорится о тех государственных деятелях, в память о которых сделаны вклады: представителях рода Нарышкиных, П.Г.Свиньине и пр. Все эти реликвии после революции 1917 г. были утрачены или перемещены.
Автор статьи архимандрит Григорий (в миру Иван Иванович Воинов, 1832-1896) - иерарх Русской Православной Церкви, архимандрит Высоко-Петровского и Спасо-Андрониева монастырей, благочинный монастырей г. Москвы. В 1858 г. окончил Московскую духовную академию. В 1857 г. был пострижен в монашество, рукоположен в сан иерея. В 1859 г. получил ученую степень магистра богословия, а в 1860 г. - звание профессора. С 1862 г. профессор и инспектор Вифанской духовной семинарии. По рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1867 г. был назначен членом Московской духовной консистории. С 1873 до 1882 г. был настоятелем Высоко-Петровского монастыря. Архимандрит Григорий автор множества исторических статей, в том числе исторических описаний Златоустовского и Высоко-Петровского монастырей. За эти труды он был избран действительным членом Императорского Общества истории и древностей Российских и почетным членом Общества любителей духовного просвещения.
Экземпляр принадлежал священнику и известному историку церкви Николаю Алексеевичу Скворцову (1861-1917). В 1887 г. он окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Позднее прошел курс в Московском археологическом институте, защитил в 1909 г. диссертацию и получил звание ученого-археолога. Служил в церкви Тихвинской Богоматери в Лужниках, затем в церкви св. Георгия на Красной Горке (1892-1914) и в Святодуховском храме на Лазаревском кладбище (с 1914 г. - настоятель). Жизнь ученого была тесно связана с деятельностью Московского Общества любителей духовного просвещения, членом которого он был избран в 1892 г., а с ноября 1908 г. являлся председателем его Церковно-археологического отдела. В 1892-1898 г.г. о. Николай сотрудничал в Комитете по составлению историко-статистических описаний церквей Московской епархии.
Объектом исследования Н.А.Скворцова стали исчезнувшие и упраздненные храмы. Он опубликовал серию очерков с описанием московских церквей в журнале «Русский архив» и «Московских церковных ведомостях». С 1909 г. историк сотрудничал в Комиссии по изучению старой Москвы. В 1911-1914 г.г. были напечатаны составленные Н.А.Скворцовым «Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век» («Архив Московской Св. Синода конторы»). Этот труд был отмечен Обществом истории и древностей Российских премией имени А.П.Бахрушина. С 1912 г. Н.А.Скворцов читал курс лекций «Археология и топография Москвы» в Московском археологическом институте. 15 июня 1917 г. был убит грабителями на своей квартире вместе с женой.