|
Халдей Е. Автопортрет на фоне Красного знамени, водруженного на квадриге Бранденбургских ворот. [Берлин, 2 мая 1945]. Прижизненная авторская копия снимка, конец 1960-х г.г. В раме и паспарту. С подписью-автографом Е.Халдея под снимком синими чернилами: «Берлин, май 1945 г. Победа!» (слева), «Евг<ений> Халдей» (справа). Размеры листа: 28,3 х 31,6 см. Размеры в раме: 44,1 х 47,4 см. Отличная сохранность. Снимок представляет художественную и историческую ценность. Редкость.
Евгений Ананьевич Халдей (1916-1997) - знаменитый советский фотохудожник и военный фотокор. Фотограф заслужил самую почетную в мире искусства награду - титул «Рыцаря ордена искусств и литературы». Это произошло в 1995 г. во французском Перпиньяне.
Представленная фотография относится к знаменитым сериям снимков о Знамени Победы, сделанным в Берлине 1-2 мая 1945 г. В этой серии самыми знаменитыми стали снимки «Знамя Победы над Рейхстагом», которые сразу облетели весь мир. Созданный в них образ стал одним из самых узнаваемых символов победы советского народа во Второй мировой войне. Серии стали логическим завершением грандиозного фото-проекта Е.Халдея, посвященного Великой Отечественной войне и длившегося 1418 дней. Он с первых дней войны служил полевым фотографом Военно-морских сил и принимал участие во множестве боев, прошел от Мурманска до Берлина. В это время он сделал десятки тысяч снимков на камеру «Leica», создав свой художественный стиль, метод подачи образов и документирования войны.
С этими сериями связана целая история. 11 апреля 1945 г., только вернувшись из Вены, Е.Халдей получил от Фотохроники ТАСС задание снимать военную развязку в Берлине и город в дни победы. Он должен был отправиться в Германию на самолете уже на следующий день. К тому моменту молодой мастер снял уже много освобожденных от нацистов городов и знал, что кульминацией любого освобождения является поднятие флага Победы над городом. И именно этих снимков от него ждут в первую очередь.
Е.Халдей знал по опыту, что для съемок флаг лучше иметь с собой, и запасся. В тот день 11 апреля он обедал в столовой «Фотохроники». Столы там были покрыты красными скатертями, и три такие полотнища фотограф выпросил у завхоза. В Москве он жил у родственника, портного Израиля Кишицера, который и помог ему сшить из принесенного материала три знамени. Е.Халдей сам вырезал и обметывал серп и молот со звездами из простыней. А дядя доводил работу до конца. К утру знамена были закончены и фоторепортер отправился на аэродром.
История с советскими знаменами над Берлином была важной еще и потому, что за взятие германской столицы конкурировали войска СССР, США и Великобритании. Черчилль и Рузвельт стремились опередить Сталина, чтобы Берлин как важный форпост не отошел в зону советского влияния.
Первое красное знамя над Рейхстагом было поднято бойцами гвардейской разведки в три часа ночи 1 мая, но сопротивление военных частей Вермахта в центре Берлина закончилось только к 10.30 утра на следующий день. Именно в этот день и снимал свои знаменитые кадры Е.Халдей почти сразу после прекращения последних выстрелов. Хотя эти кадры и были постановочными, но факт поднятия флагов Е.Халдея сразу же становился и документом истории.
В Берлине Е.Халдей установил знамена и произвел съемки в трех местах. Первый флаг был использован 1 мая на крыше аэродрома «Темпельгоф», где располагался штаб 8-й гвардейской армии. Снимки с ним были сделаны возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре. Второе знамя было установлено на Бранденбургских воротах, а третье - на крыше Рейхстага.
Е.Халдей вспоминал, как утром 2 мая он вслед за лейтенантом Кузьмой Дудеевым и сержантом Иваном Андреевым залез на Бранденбургские ворота. К.Дудеев и И.Андреев забрались на крышу под шквальным огнем противника, чтобы наводить оттуда наши орудия на Рейхстаг. Лестница наверх была во многих местах разрушена и подняться туда было непросто. Е.Халдей и его помощники укрепили флаг на вершине скульптурной композиции ворот. «Вначале мы с лейтенантом пытались пристроить флаг на коне… Наконец я сделал снимок. Это был второй снимок с флагом». Но известны снимки с различными композиционными решениями Е.Халдея на крыше ворот. По ним можно представить весь процесс съемок. А кроме того, сохранились снимки, сделанные на площади рядом уже после поднятия флага. Именно флаг Е.Халдея все следующие дни развевался над одной из самых высоких и знаковых точек Берлина и попал на множество других снимков.
Представленная фотография является одним из снимков Е.Халдея, вошедших в историю. На нем напротив частично разрушенной и расстрелянной квадриги на переднем плане запечатлен сам Евгений Ананьевич с фотоаппаратом «Leica» на груди. Погон на левом плече позволяет опознать его чин - старший лейтенант. Он одновременно и солдат, радующийся новой жизни, воздуху и небу без войны, и режиссер-документалист, фиксирующий мгновение победы в его течении.
Снимок, видимо, делался со штатива второй камерой. На квадриге стоят помощники фотографа. Один удерживает принесенное знамя на спинах лошадей, другой вознес другое знамя над разрушенной скульптурной композицией колесницы. Но военнослужащий, стоявший на колеснице, попал в кадр не целиком, от ног до плеч, и его фигура частично скрыта скульптурой. То, что он также держал в руках знамя Победы, понятно из других снимков. На представленном кадре в центре внимания сам фотограф и квадрига, а не знамена Победы. Кадр сделан как бы случайно, во время работы. Он выхватывает героев снимка в динамике и передает их сильные эмоции, являясь одновременно и документальным, и постановочным. При создании авторского отпечатка для выставки кадр был немного обрезан по краям.
Евгений Халдей родился в Юзовке (в настоящее время - Донецк). Во время еврейского погрома 13 марта 1918 г. были убиты его мать и дед. Сам годовалый ребенок получил пулевое ранение в грудь. Мать прикрыла младенца своим телом. Пуля, прошедшая сквозь нее, застряла под ребром у ребенка. Евгений выжил благодаря усилиям местного фельдшера. Будущий фотохудожник учился в хедере, с 13 лет начал работать на заводе. В этом же возрасте он сделал и свой первый снимок на самодельный фотоаппарат. С 16 лет Е.Халдей начал работать фотокорреспондентом и уже через год стал постоянным сотрудником фотохроники ТАСС, а вскоре - одним из ведущих фоторепортеров агентства. Он снимал репортажи об Алексее Стаханове, о Днепрострое, о многих других знаковых событиях первых пятилеток.
Фотограф был непосредственным участником обороны и штурма Севастополя, Кавказа, штурма Новороссийска, десанта в г. Керчи, участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. С передовыми частями он вступал в Будапешт, Вену, Берлин и другие города, участвовал в воздушных десантах в Харбине и Порт-Артуре. Продолжая свои военные хроники, Е.Халдей снял Парижское совещание министров иностранных дел, подписание акта капитуляции Германии, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме. На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Е.Халдея. После войны Е.Халдей создал галерею образов фронтовиков в мирном труде.