Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Харлампович К.В. Малороссийское влияние на Великорусскую церковную жизнь. Том I [единственный]. Казань, 1914. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Харлампович К.В.
Год издания: 1914


Харлампович К.В. Малороссийское влияние на Великорусскую церковную жизнь. Том I [единственный]. Казань, издание Книжнаго магазина М.А.Голубева, 1914. XXIV, 878, [2], LXVI с. 26,7 х 17,6 см. Из-за Первой мировой войны и последующей смены власти вышел только первый том. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Настоящее сочинение - труд всей жизни профессора К.В.Харламповича. Он планировался в трех томах, но не был окончен. Вышел только первый том. Завершению остальных томов помешали Первая мировая война и Октябрьская революция. К.В.Харлампович до конца жизни возобновлял попытки закончить свое фундаментальное исследование. Так, после освобождения из ссылки в Казахстан в 1927 г., он уехал на Украину, поселился в Нежине, где дописывал книгу, но довести дело до конца так и не успел.

В первом томе К.В.Харлампович собрал истории всех тех лиц Южной и Западной Руси, которые в XVI-XVIII в.в. работали в Московии, а затем в Российской империи. Этот том имеет самостоятельное значение. В нем историк впервые открыл для науки, какая масса церковных деятелей перешла на север России в течение двух столетий, и как были Москвой эти силы использованы. К.В.Харлампович приводит всю совокупность известных ему сведений об этих людях. Из таких малых «капель» складывается культурное море, в которое стеклись и просочились многообразные влияния украинцев и белорусов на отечественную культуру. Эти вклады обеспечили переход от русского Средневековья к Петровским реформам и восприятию европейского пути.

Ученый фиксировал все сохранившиеся в источниках сведения об этих людях. Он считал, что каждый такой даже самый незаметный человек, например, просивший милостыню в Московии в XVII веке, «… представлял ниточку, из которой сплеталась сеть, сплетавшая нравственные и церковно-религиозные связи между обоими племенами… Каждый проситель, и сам что-нибудь оставлял в Москве (святыню, книгу, идею, проявление религиозного чувства)…». Из этого огромного перечня с множеством деталей становится очевиден колоссальный масштаб этого культурного влияния.

В книге рисуется общая картина церковных отношений украинцев и русских. Период, освещаемый в ней, ограничен рамками с середины XVI века до прихода на русский престол Екатерины II. При Елизавете Петровне продвижение украинцев на ведущие церковные посты достигло своего апогея. А при Екатерине II эта политика была свернута. Первенство стало закрепляться постепенно за русскими. Но в течение двух веков культурное влияние украинцев было многосторонним и глубоким - через школы, проповеди, книги и т.д. Уже в конце XVI - начале XVII в.в. украинцы в Московии становились печатниками, переводчиками, писателями, учителями. Они, например, переводили на русский язык первые образцы античной, греческой и западноевропейской светской литературы.

В книге показаны перипетии церковной, политической и культурной жизни, которые отражают присоединение южно- и западнорусских земель к России; ход книжной справы XVII века и развитие раскола Русской церкви; создание первых учебных заведений, прогресс книгопечатания, духовные споры, Петровские реформы и т.д. Среди прочего характеризуется деятельность Лаврентия Зизания, Кирилла Ставровецкого, Епифания Славинецкого, Юрия Крижанича, Феофана Прокоповича и многих других. Вслед за этими знаковыми личностями выступают тысячи других имен, с которыми в Московию и Российскую империю приходили образование и наука. 

Константин Васильевич Харлампович (1870-1932) - историк церкви и просвещения. Лауреат Уваровской премии. Профессор Казанского университета. Член-корреспондент С.-Петербургской Академии наук (1916). Академик Украинской Академии наук (1919-1928). В 1894 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Жил в Казани, преподавал в Казанской духовной семинарии и в Университете. Член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. К.В.Харлампович стал приват-доцентом, читал лекции по «Истории русского раскола старообрядчества и единоверия» и другие курсы в Университете. С 1909 г. он экстраординарный профессор Казанского университета. В 1914 г. защитил докторскую диссертацию. После Октябрьской революции и во время Гражданской войны участвовал в спасении казанских музейных ценностей, реликвий, архивов от разграбления и уничтожения, за что подвергался преследованию со стороны власти так, что в 1918 г. был условно приговорен к расстрелу. В 1919 г. К.В.Харлампович был назначен членом созданного Казанского губернского подотдела по делам музеев и охраны памятников, а затем входил в Музейную комиссию при Академическом центре Татнаркомпроса. С 1922 г. он был избран председателем Общества археологии, истории и этнографии, стал членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения при Академии наук. С 1924 г. началось преследование со стороны ОГПУ группы историков во главе с К.В.Харламповичем. Ученый был арестован и осужден на три года ссылки, отправлен в Оренбург, а затем в село Тургай Казахской ССР.