Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Холмогоровы В. и Г.И. Город Звенигород: Исторический очерк. М., 1884. Отд. оттиск из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских». В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Холмогоровы В. и Г.И.
Год издания: 1884


Холмогоровы В. и Г.И. Город Звенигород: Исторический очерк. М., в Университетской типографии, 1884. [2], 80 с. 26,1 х 17,3 см. Отдельный оттиск из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских» при Московском Университете за 1884 г., кн. 3-я. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. На передней обложке чернилами запись: «Купил в Саввино-Сторожевском монастыре 8 мая 1901». Редкость.

Как указывают авторы книги, Звенигород - второй по древности после Москвы город в Московском удельном княжестве. Это место удивительно своими древностями и красотой ландшафта. Его история необычайно богата событиями. Рядом с городом на левой стороне Москвы-реки на холме находилась сторожевая башня от непрошеных гостей. Называлась она «Сторожа». С нее звонил колокол при появлении неприятеля. Звенигород был первым военным форпостом Московского княжества на западных границах. В городе была своя дружина. Рост города начался при удельном князе Юрии Звенигородском, сыне Дмитрия Донского, в конце XIV века. Его духовным отцом был игумен Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Савва. По воле Юрия Звенигородского Савва основал монастырь при «Стороже», ставший впоследствии одним из наиболее почитаемых монастырей на Руси. Во времена игуменства прп. Саввы Сторожевского иконы для храмов Звенигорода, и в том числе для храма монастыря писал молодой изограф Андрей Рублев. В дальнейшем монастырь занимал очень значимое место в жизни царской семьи.

В книге подробно рассказывается о разорении Звенигорода во времена Смуты в начале XVII века и в ходе войны с польским царевичем Владиславом. В это время важную роль в спасении Московии от завоевания сыграл князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Публикуются некоторые архивные документы XVII века. В это время Звенигород становился пунктом остановки и передышки польских войск перед решающим броском на Москву. События эти были судьбоносными для первых Романовых и всей России. До середины XVII века Звенигород не мог оправиться от разорения в эпоху Смуты.

Авторы собрали материал о местных церквях и монастыре, их владениях, строительстве и ремонтах. В 1654 г. было закончено строительство крепости вокруг Саввино-Сторожевского монастыря. С открытием мощей преп. Саввы жизнь в городе стала оживляться. Сюда началось массовое паломничество, стала развиваться местная торговля. Царь Алексей Михайлович ежегодно посещал Саввинскую пустынь, чтобы приложиться к мощам святого. Так Савва Сторожевский приобрел статус «покровителя царей» и «защитника Москве». Такие визиты предполагали царский «поезд», состоявший из 300-500 слуг, дворян и придворных. Во время своих приездов царь останавливался в Звенигороде на несколько дней, охотился в окрестных лесах, бывал здесь и патриарх Никон. В XVIII веке монастырь приходит в упадок, потому что царственные особы перестают совершать паломничества.

Авторы рассказывают об удельных князьях Звенигородских, о местных боярах, дворянах и детях боярских. Представлены вотчины великого князя и удельных князей в уезде, боярское и дворянское землевладение. В этой связи приводятся едва ли не все села и деревни удела, в том числе и те, которые существовали только в Средние века. Рассмотрены изменения границ удела в XV-XVI в.в. Показана борьба звенигородских князей за великое княжение. Опубликованы выдержки из духовных завещаний великих князей и других феодалов о наследовании этих земель.

Царь Иван Васильевич Грозный старался закрепить бояр на своей земле. Для этого он брал с них крестное целование и требовал поручительства с денежным залогом. На примере удела показана сословно-землевладельческая система. Названы известные по архивным документам представители служилого сословия XVII века, имевшие в уезде поместья и получавшие царское жалование. Даются сведения о новиках, молодых дворянах и детях боярских, впервые записанных в «десятни» или наделенных государевым жалованием.

По документам же представлена деятельность казенных учреждений, действовавших в городе в XVII-XVIII в.в.: приказной и съезжей избы, губной избы, таможенной избы, воеводской канцелярии, Звенигородской канцелярии и имена некоторых их служащих. Публикуются истории о государевой службе звенигородцев. Так, жители города вместе со своим князем и боярами участвовали в Куликовой битве, покорении Великого Новгорода и др. Перечисляются дворянские предводители XVIII-XIX в.в. Приводятся сведения о церквях, фрагментарно - о числе дворов и людей в разные исторические периоды. Представляют ценность данные о торговле и промышленности в XVII-XVIII в.в. Авторы используют достаточно широкий круг источников и архивных документов, в том числе сведения окладных книг. Говорится и об окрестных московских селах: Хорошеве, Повшине, Тонинском, Тушине, Пушкине, Ростокине, Медведкове, Братошине, Мытищах и др.

Братья Холмогоровы - известные москвоведы, члены Общества Истории и Древностей Российских, ввели в научный оборот множество ценных исторических документов, открытых лично ими в архивах. Им принадлежит более 30 публикаций документов и исследований по истории Москвы, Московской, Тверской, Симбирской и других губерний Европейской России; Владимирской, Костромской, Саратовской епархий. Братья Холмогоровы в 1880-е г.г. работали под руководством И.Е.Забелина. Василий Иванович Холмогоров (1835-1902) был архивным писарем и в конце жизни - архивариусом. С 1855 г. он работал в Московском архиве Министерства юстиции. Его брат Гавриил Иванович (1842-1924) был дьяконом церкви Вознесения на Гороховом поле в Москве. Вместе они разыскивали, систематизировали и публиковали сведения исторических документов из государственных и церковных архивов, научных монографий и журналов. Их труды выходили в различных малотиражных периодических изданиях и переплетались в виде отдельных оттисков, имевших тиражи около 100 экземпляров.