|
Хойнацкий А.Ф., прот. Православие на западе России в своих ближайших представителях или Патерик Волыно-Почаевский. В двух частях. С изображениями девяти св. угодников Волынских, чудотворной иконы Божией Матери Почаевской, видом Лавры Почаевской и проч. (С портретом автора). Издано в память исполнившагося двадцатипятилетия церковно-литературной деятельности автора. М., издание Д.И.Преснова, 1888. ХХХ, [2], 472, VII с.; 11 л. илл. 24,2 х 15,8 см. Единственная книга, посвященная установлению полного круга православных святых Волыни и духовной роли Почаевского монастыря. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.
Книга является сборником статей А.Ф.Хойнацкого, написанных в разные годы. Он был составлен книготорговцем Д.И.Пресновым, выходцем с Волыни, и приурочен к 25-летию церковно-исторической и пастырской деятельности автора. В книге впервые был представлен в полном виде Собор волынских святых и чудотворных икон, составлению которого автор посвятил практически все свои исследовательские усилия. А.Ф.Хойнацкий составил список имен святых Собора. Он создал и проект иконы Собора волынских святых, утверждения которого и освящения престола в честь него так и не смог добиться у церковных властей. Писатель руководствовался благородным желанием возвеличить свою родину, с которой были связаны все его труды, и укрепить в ней православие. На западе Украины острую конкуренцию ему составляло униатство.
В качестве одной из глав в книгу вошел ранее изданный, но дополненный и исправленный «Очерк из истории Православной церкви и древняго благочестия на Волыни». Всю свою жизнь автор посвятил созданию круга местночтимых святых Волыни и их канонизации. Отбирая персонажей, он очень широко трактовал принадлежность их к Волынской Руси. В книгу попали как лица, прославленные в лике святых, рожденные на Волыни, так и те, кто жил там и много сделал для региона, а кроме этого, те лица, которые бывали на Волыни и оставили в ее истории заметный след. По мнению автора, волынские святые внесли большой вклад в общерусскую самоидентификацию уроженцев Волыни, в то время как Польша многократно в течение веков старалась отторгнуть Волынь от Руси и включить ее в свои территории. Примером такой общерусской самоидентификации может служить пример митрополита Петра, уроженца Волыни, который был направлен в Константинополь для поставления на кафедру галицко-волынским князем, но его посвятили в митрополита Киевского и Всея Руси. А вскоре он отправился во Владимир, и в конечном итоге перенес общерусскую кафедру в Москву.
Свой след в истории области оставили славянские первоучители свв. Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга и князь Владимир Святославич. К святым, проживавшим на Волыни или посетившим ее пределы, автор относит свв. Варлаама, игумена Печерского, князя Владимиро-Волынского Ярополка, епископа Волынского прп. Стефана, Нестора Летописца, епископа Амфилохия Печерского, князя Мстислава Владимировича, князя Черниговского Николы Святоши, епископа Новгородского Нифонта. В книге рассказывается о деятельности на Волыни великого князя Андрея Боголюбского, князя Брянского блаженного Олега Романовича, святителя Петра Могилы, митрополита Киево-Московского. Рассмотрена деятельность свв. митрополитов Киево-Московских Феогноста, Киприана, Фотия.
Особое внимание в книге уделено Успенской Почаевской лавре, второй по значению на Украине после Киево-Печерской. В 1240 г. на Волыни произошло чудо - явление Пресвятой Богородицы. Ее увидели уцелевшие во время татарского разорения монахи, бежавшие из разрушенного Киева. На месте явления Богородицы в огненном столпе забил святой источник, вода которого исцелила многих страждущих. Здесь был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская лавра прославлена подвигами преподобного Иова, игумена Почаевского (XVI в.), защищавшего православие от католического натиска. В Почаевской лавре находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Современный архитектурный облик лавры в основном сформировался в XVIII-XIX в.в. Автор книги составил своеобразный патерик святых подвижников монастыря.
Самый полный очерк посвящен деятельности игумена Почаевского Иова. Он представляет собой самостоятельное сочинение из пяти глав. А.Ф.Хойнацкий также составил сказание о Почаевской лавре, описание святых икон, связанных с обителью. Он рассказывает о борьбе с унией, о приходах, основанных выходцами из монастыря. Кроме того, в книге представлены житие и биографический очерк преподобного Макария, архимандрита Овручского, и святителя Иннокентия, епископа Иркутского.
Некоторые иллюстрации для книги выполнены в технике гравюры на дереве. Часть из них, а также клише остальных гравюр, сделанных с фотографий на цинке, изготовлены петербургским ксилографом А.И.Уро. На иллюстрациях запечатлены портреты подвижников обители, ее архимандритов и благотворителей, особо почитаемые святыни, виды Почаевской Успенской лавры.
Андрей Федорович Хойнацкий (1836-1888) - историк церкви, протоиерей, магистр Киевской духовной академии, профессор богословия в Нежинском историко-филологическом институте кн. А.А.Безбородко, автор ряда крупных исследований по западнорусской церковной истории. Главной темой его научно-литературных трудов стала разработка биографий святых подвижников Волынской Руси, составление их житий, служб, акафистов, создание иконописных образов. Богослов делал это для укрепления православия на Волыни, где с XVII века широко распространилось униатство. Он получил прозвище «певца горы Почаевской». А.Ф.Хойнацкий был членом ряда исторических обществ: Московского общества любителей духовного просвещения, Церковно-археологического общества при Киевской академии, Исторического общества прп. Нестора Летописца. Он был выходцем из Волынской епархии, в 1863 г. окончил Киевскую духовную академию. Первоначально темой его исследований были униатские богослужебные книги и проблема искажений, внесенных Унией в богослужение православной церкви.
Во время службы в Волынской семинарии А.Ф.Хойнацкий за составленную им икону угодников Волынских в память спасения императора Александра II при покушении 25 мая 1867 г. получил от императрицы Марии Александровны золотой перстень, украшенный драгоценными камнями. Благодаря стараниям протоиерея А.Ф.Хойнацкого в 1884 г. было открыто благотворительное «Нежинское братство Божией Матери всех скорбящих Радости».