|
Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. 2 тома. М., изд. Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1918. 23,5 x 16,3 см. Первое издание, прижизненное. В издательских обложках и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. На титульных листах дореволюционный владельческий штамп.
Т. 1. [4], X, [2], 300 c.
Т. 2. [8], 356 c.
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - выдающийся русский мыслитель, философ, культуролог, политолог. Окончил юридический факультет Московского университета. После Октябрьской революции занял враждебную позицию по отношению к большевикам и поддерживал Белое движение. В 1922 г. был в шестой раз арестован и приговорен за антиреволюционную деятельность к смертной казни, замененной высылкой из СССР на знаменитом «Философском пароходе». В эмиграции стал профессором Русского научного института в Берлине. В 1923 г. участвовал в создании и открытии в Берлине Религиозно-Философской академии, Философского общества и религиозно-философского журнала при нем. В 1927-1930 г.г. издавал в Берлине «Русский колокол. Журнал волевой идеи», который должен был стать идеологическим антиподом другого известного эмигрантского журнала «Путь», выходившего в Париже под редакцией Н.А.Бердяева. После прихода к власти нацистов И.А.Ильин был лишен преподавательской работы и покинул Германию, переехав в Швейцарию. В своих сочинениях («Учение о человеке», «О сопротивлении злу силою», «Яд большевизма», «Путь духовного обновления») выдвинул ряд оригинальных идей о природе и перспективах преодоления тоталитаризма. И.А.Ильин усматривал главный порок человека XX века во внутренней «расколотости», в противоречии между разумом, рассудком и чувствами, душой.
Первое серьезное обращение И.А.Ильина к философии Г.Гегеля произошло в 1914 г., когда он выступил с докладом «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления». С этой работы началась серия из шести произведений И.А.Ильина о Г.Гегеле, составивших диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», изданную в 1918 г. в двух томах. Интерес к Г.Гегелю был вызван тем, что именно у него И.А.Ильин видел наиболее полное и систематическое раскрытие пантеизма, отождествлявшего мир и Бога. Командировка в Германию, имевшая целью исследование философии Г.Гегеля, позволила И.А.Ильину учесть все существенное в немецкой философской литературе, посвященной Г.Гегелю. Обзор историографии о Г.Гегеле представлен в разделе «Литературные добавления».
Главную задачу своего исследования И.А.Ильин усматривал в том, чтобы «найти доступ к научному знанию о сущности Бога и человека». И.А.Ильин стремится показать, что желание Г.Гегеля подчинить всю действительность логике понятия, этот панлогизм, должен был потерпеть крушение, поскольку мир с его злом, относительностью, хаосом не поддается организующей силе всеобщего, силе понятия. Новаторство сочинения И.А.Ильина выразилось в том, что прежде никто еще в истории русской философии не рассматривал теории Г.Гегеля с такой точки зрения. Известно, что двухтомник И.А.Ильина внимательно читал В.И.Ленин, говоривший своим соратникам: «Почему вы не пишите так о Марксе, как Ильин пишет о Гегеле?».