Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Иннокентий (Борисов), архиеп. Великий пост или беседы на Св. Четыредесятницу. Харьков, 1847. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Иннокентий (Борисов), архиеп.
Год издания: 1847


[Иннокентий (Борисов), архиеп.]. Великий пост или беседы на Св. Четыредесятницу. Харьков, в Университетской типографии, 1847. 365, [2] с. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Книга вышла непосредственно перед поставлением о. Иннокентия на Херсонскую архиепископскую кафедру. Она содержит беседы на самый важный для православных христиан период Великого поста и приготовления к нему. Автор книги, выдающийся богослов и проповедник архиеп. Иннокентий (Борисов), говорит со своими прихожанами, просвещенными людьми Пушкинской поры, на равных, как грешник с грешниками, не противопоставляя, например, науку и веру. Иногда он обращается к мысли, что некоторые святые до вступления на путь веры были великими грешниками, но преодолели свои страсти.

Слово в неделю Сыропустную рассказывает о том, что спасение - непосредственно в руках верующего и предостерегает от соблазнов масленичной недели с ее духом карнавальных буйств и страстей. Он говорит о неизбежности отложенного воздаяния за грехи. Сам человек без помощи церкви и духовных практик не может перестать жить беззаконно.

Автор говорит о тонких движениях человеческой души, о том, что мы сейчас называем психологией, движущей нами помимо нашей воли, о сложных отношениях свободы и несвободы. Его слова вполне созвучны переживаниям людей как середины XIX века, так и начала XXI. Отказ от собственного Эго, смирение - важная часть постных покаянных практик. Это позволяет разорвать замкнутый круг страстей и выйти из него. Автор поясняет глубинный смысл каждой недели поста, которые неслучайно носят свои названия: в первую неделю прославляется св. Коливо и великомученик св. Феодор Тирон, во вторую поминаются 40 мучеников, третья седмица - Крестопоклонная и на нее приходится память св. Алексия, человека Божия, на четвертую падает праздник Благовещения, на пятую - память прп. Марии Египетской, на шестую - седмицу Вайи - в субботу вспоминают воскресение Лазарево. В Страстную седмицу каждый день верующие переживают крестный путь и страсти Христовы.

Богослов объясняет смысл церковных священнодействий и служб, приуроченных к событиям великопостных седмиц, дает возможность читателю принимать в них участие, понимая сущность богослужения. Например, первая неделя поста - одна из наиболее ответственных и строгих. Как и в страстную, в эту седмицу архиепископ Иннокентий каждый день обращается к читателю с беседой, проводя свою пастырскую работу ежедневно. Цель первой недели - подготовить христианина к исповеди.

Архиепископ Иннокентий (в миру - Иван Алексеевич Борисов; 1800-1857) - блестящий проповедник, богослов и историк церкви, деятельность которого определила новую эпоху в изучении богословских и историко-церковных наук. Он причислен к лику святых, местночтимых в Одесской епархии. И.А.Борисов происходил из рода елецких приходских священников, окончил Киевскую духовную академию, где проявил выдающиеся способности к наукам. В 1823 г. он принял монашеский постриг. Иеромонах Иннокентий стал в 26 лет едва ли не самым молодым профессором С.-Петербургской духовной академии, а спустя три года - доктором богословия. Для владыки Иннокентия характерны были внутренняя свобода и широта взглядов. До того, как занять Херсонскую и Таврическую архиепископию, будущий иерарх в качестве ректора руководил Киевской духовной академией и был избран членом Российской Академии наук.

Еще студентом архиеп. Иннокентий имел талант ясно и просто объяснять любую философскую теорию и концепцию. Он уделял огромное время самообразованию, постигая разные направления европейской науки. Наибольшим его даром, который проявился с годами, стало художественное владение словом, сделавшее его богословские произведения памятниками русской словесности. Владыка отличался широтой богословских взглядов. Он первым в отечественном духовном образовании ввел историко-сравнительный подход в богословии, активно использовал работы протестантских ученых, обращался к первоисточникам. Благодаря его трудам преподавание богословия в России приблизилось к западноевропейскому уровню. Владыка Иннокентий воспитал целое поколение талантливых богословов и историков церкви.

Особенно он прославился как виртуоз пастырского слова. Его заслуженно называли «Русским Златоустом», что указывало на уровень его риторического дарования. Часть его поучительных произведений была переведена на французский, немецкий, польский, сербский, греческий и армянский языки. Поучения были адресованы самой широкой среде христиан и были чрезвычайно популярны.

Владыка умел создать в своих поучениях теплые, западающие в душу образы, объяснял разные уровни значений Евангельских и Библейских событий, необходимость борьбы с внутренними пороками. Начиная с житейской практики, с простых причинно-следственных связей постов и Великих и Двунадесятых праздников, он постепенно переходил к тому, что эти события значат для христианина на уровне аллегорий и высших смыслов. Он объяснял, почему важна каждая деталь в текстах Писания и в догматах веры. Проповеди владыки Иннокентия формировали христианское поведение тысяч мирян.

Став архиепископом Херсонским в 1848 г., преосв. Иннокентий ярко проявил себя во время Крымской войны и обороны Севастополя. Он служил службы в полевых церквях перед сражениями, отпевал смертельно раненых, не раз попадая под обстрелы противника. После войны владыка Иннокентий много сделал для восстановления крымских монастырей и храмов.