|
[Моисеев С.]. Инструкция паровозному машинисту и его помощнику. М., Казенная железнодорожная типография Московскаго уезда, 1912. 104, 34 с. 16,4 х 11,7 см. Книга вышла под грифом: «М.П.С. Северныя железныя дороги». В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.
До революции такие книжки выпускали наиболее крупные железные дороги. Они выдавались всем машинистам и их помощникам под расписку и хранились в каждом паровозе вместе с другими обязательными документами. Известно еще подобное издание Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги. Эти небольшие карманные книжечки выпускались для повседневного практического употребления, зачитывались и не хранились, поэтому они крайне редки в коллекционном виде. В советское время «Инструкция паровозному машинисту» переиздавалась в начале 1930-х г.г. с рядом изменений и без дополнения.
В инструкции регламентируются правила приема на работу помощника машиниста, проверка его знаний и навыков, прохождение должностей до машиниста и служебные требования. Оговариваются все отношения с работодателем и должностные обязанности, действия в разных ситуациях на станции и в движении.
Инструкция требовала вежливости к старшим по должности и государственным чинам, к своим сослуживцам и посторонним лицам. Даже при нарушении ими железнодорожных правил машинист должен был вежливо и предупредительно, но настойчиво требовать их исполнения. Регламентируется служебная форма и внешний вид машинистов и их помощников, местожительство (рядом со службой) и информирование о месте пребывания, чтобы их можно было быстро найти в экстренном случае. Оговаривались некоторые социальные гарантии и обязанности работодателя, система взысканий за нарушения, в том числе за нетрезвое поведение.
Описаны действия паровозной команды по поддержанию паровоза в рабочем виде, по предотвращению случайностей, в том числе требовалось не допускать на паровоз посторонних лиц, за исключением оговоренных инструкцией. Интересно, что женщины и дети на паровоз не должны были заходить ни при каких обстоятельствах. В случае угрозы паровозу и составу во время движения машинист покидал паровоз последним после принятия всех мер для предотвращения угрозы. В этом машинист был похож на капитана судна. Он был схож с капитаном и по степени ответственности, поэтому мог требовать исполнения условий безопасного движения.
Описаны технические условия, позволяющие паровозу начать движение, система сигнализации, регламентируются действия машиниста и помощника во всех ситуациях при движении, особенно в тех, где существовал риск столкновения с другим поездом или риск возгорания соседних строений. Рассмотрены основные опасные ситуации и поведение в них машиниста и его помощника при следовании через станции, при остановках, при наборе воды и прибытии в депо. Разъясняется порядок экстренного торможения паровоза. Даются руководства при опоздании поезда и необходимости нагона, при своевременном движении, при отправлении ранее расписания. Рассмотрено движение в сложных погодных или климатических условиях. В дополнении помещены извлечения из законов и распоряжений правительства, касающихся железнодорожных служащих.