Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Иваницкий С.Ю., Поздняков М.А., Рогожин В.В. Советские мотоциклы: Справочное руководство. Киев-М.,1954. Юбилейное издание, в 1954 г. исполнялось 30 лет со дня производства первого советского мотоцикла. В современном полукожаном переплете. Отличная сохр.

Автор: Иваницкий С.Ю., Поздняков М.А., Рогожин В.В.
Год издания: 1954


Иваницкий С.Ю., Поздняков М.А., Рогожин В.В. Советские мотоциклы: Справочное руководство. Киев-М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной и судостроительной литературы, 1954. 340, [4] с., с илл. 25,7 х 16,4 см. Юбилейное издание, в 1954 г. исполнялось 30 лет со дня производства первого советского мотоцикла. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Книга является первым справочником о советских моделях мотоциклов, вышедшим в СССР. В нем представлена 30-летняя история разработки конструкций и производства мотоциклов, организации их испытаний и пробегов, соревнований гоночных машин. На тот момент в СССР уже работало Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотостроения и несколько специализированных заводов, прежде всего, Ижевский завод, а также заводы в Серпухове, Ирбите, Киеве, Подольске. Ведущее конструкторское бюро по мотоциклам было создано весной 1942 г. в разгар войны в г. Серпухове. Разработки бюро основывались на изучении трофейных немецких мотоциклов фирмы BMW и американских «Харлей-Дэвидсон», полученных по лендлизу. После Отечественной войны начались широкие экспериментальные работы и было налажено производство нескольких моделей мотоциклов с использованием документации и оборудования, полученных по репарации из Германии.

Справочник был адресован конструкторам, инженерам и испытателям. В нем представлены все базовые теоретические расчеты мотоциклов и практические наработки советских конструкторов. Даются чертежи и изображения мотоциклов К1Б, М1А, К-125, ИЖ-350, М-72 и некоторых других, их исчерпывающие технические характеристики, описания конструктивных групп, электрооборудования, механизмов, деталей и схем сборки; советские ГОСТы, в том числе используемых в производстве мотоциклов материалов. Показаны материалы и термическая обработка основных деталей конструктивных групп. Рассмотрены нормы эксплуатации мотоциклов, характеристики смазки и топлива. Публикуются ценные расчеты, полученные в ходе испытаний и экспериментов в ЦКЭБ, в том числе динамических характеристик мотоциклов, их экономики, сил, действующих в двигателях, и т.д.

Советские мотоциклы того времени по ряду инженерных решений занимали передовое место в мировом мотостроении. Так, ИЖ-49 в 1951 г. мог развить максимальную скорость в 101 км. Отдельное внимание уделено гоночным и спортивным мотоциклам, литровая мощность которых достигала 180 л.с. при 7000-10000 об/мин. Уже в конце 1940-х г.г. в СССР началось проектирование оригинальных двухтактных двигателей с Л-образными цилиндрами, двумя поршнями на цилиндр, жидкостным охлаждением и воздушными нагнетателями: одноцилиндрового С1Б, а также двухцилиндровых С2Б и СЗВ. В начале 1950-х г.г. на этих мотоциклах было установлено 25 всесоюзных и международных рекордов скорости. Советские заказчики наибольшие требования предъявляли к надежности и экономичности мотоциклов.

Авторами книги стали крупнейшие советские мотоконструкторы. Всеволод Вячеславович Рогожин был главным конструктором Ижевского мотозавода и возглавил ВКБ в 1942 г. Он в течение 40 лет руководил ВКБ - ЦКЭБ - ВНИИМотопром. А под руководством Святослава Юрьевича Иваницкого в 1953 г. была начата разработка гоночных мотоциклов, удовлетворяющих требованиям международных спортивных организаций.