|
Избранныя поучения двенадцати архипастырей русской церкви, с их портретами. М., типография Лазаревского Института восточных языков, 1861. [2], II, 141 с.; 12 л. портр. 24,7 х 16,1 см. Книга впоследствии не переиздавалась. Сокращенный вариант издания без литографированных орнаментальных рамок на страницах и с меньшим числом Слов и Бесед. Портреты выполнены в технике тонолитографии в мастерской К.Эргот, многие из них отпечатаны на тонкой японской бумаге и наклеены на листы плотной бумаги. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. Опечатка в пагинации на с. 36. Редкость.
Библиография: Международная книга. 25-709, 55-3420.
Одна из лучших книг, содержащая проповеди российских богословов. В сборник вошли слова и поучения выдающихся церковных иерархов первой половины XIX века: московских митрополитов Филарета и Платона, митрополита Филарета Киевского, С.-Петербургских митрополитов Михаила, Никанора, Григория, архиепископов Иннокентия Херсонского, Амвросия Тверского, Евгения Ярославского, Иакова Нижегородского, Филарета Черниговского, Евсевия Могилевского. Издание имело большое значение и вышло в трех вариантах, один из которых был сокращенным примерно в три раза по сравнению с двумя другими, а два других имели литографированные рамки разного орнамента в качестве украшений. Все три варианта имели одну дату цензурного дозволения: 19 декабря 1860 г., подписанного цензором архимандритом Порфирием. Экземпляры могли отличаться разным числом портретов, которых могло быть меньше 12.
Значение сборника заключается в том, что он вышел в начале Великих реформ и отражал в ряду других изданий изменения в политике Святейшего Синода и Русской православной церкви в целом. Книга стала проявлением некоторой свободы и преодоления косной бюрократической системы. Наметившиеся изменения были связаны со стремлением ряда иерархов к возобновлению проповеди среди мирян и к усилению миссионерской деятельности.
В сборнике дается образец для всех служителей церкви, обращающихся с поучениями к пастве. Прогрессивная учительная деятельность сосредоточилась в то время вокруг святителя Филарета (Дроздова) - Московского митрополита, ученика и последователя другого замечательного церковного иерарха митрополита Платона (Левшина). Преосвященный Филарет был одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи. Крупнейший оратор и богослов, он являлся ректором Московской духовной академии, академиком Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности. Кроме того, в свое время преосв. Филарет сыграл важную роль в легитимном переходе власти от Александра I к Николаю I, венчал на царство его и Александра II. Доверие власти к иерарху было весьма велико. Александр II поручил именно Филарету выполнить окончательную редакцию текста Манифеста 19 февраля 1861 г., хотя митрополит Московский и был противником отмены крепостного права. В сборнике помещено три учительных произведения святителя Филарета, посвященных значению, духовному и практическому смыслам Великих и Двунадесятых праздников, тому ценному в повседневной жизни опыту, который может извлечь мирянин из событий Священной истории.
Большинство поучений в сборнике отличаются искренностью и жаром учительного слова, литературной красотой, сложным и богатым содержанием, открывающим глубинные идеи православия и христианства в целом. Их авторы обращаются к толкованию ветхозаветных библейских текстов, черпают мудрость в книгах пророков, что требовало от экзегета весьма серьезного знания текстов. Книга поучений стала раскрытием православия для русской интеллигенции, мало-помалу удалявшейся от церкви. Но именно этой среде своим глубоким образованием был наиболее близок митрополит Филарет.