|
Кадлубовский Арс. Очерки по истории древне-русской литературы Житий святых. 1-5. Оттиск из «Русскаго филологическаго вестника». Варшава, типография Варшавскаго Учебнаго Округа, 1902. [2], Х, 389 с. 23,8 х 15,7 см. Экземпляр члена-корреспондента Академии наук М.Г.Халанского и крупнейшего теоретика музейного дела Г.Л.Малицкого. Малотиражное издание магистерской диссертации исследователя, в которой автор высказал точку зрения на жития, отличную от взглядов В.О.Ключевского. Работа была награждена почетным отзывом Ломоносовской премии. В полукожаном переплете эпохи. Отличная сохранность. Владельческие подписи: на переднем форзаце орешковыми чернилами: «Геор<гия> Малицкаго май 1914 года», на титуле простым карандашом: «(экземпляр Халанскаго, купленный у Фадеева)», на большинстве листов читательские пометы не менее трех почерков: с развернутыми комментариями к тексту на полях цветными и простым карандашами, черными и светлыми чернилами редакторские исправления в тексте и редкие комментарии. Экземпляр представляет значительную историческую ценность. Редкость.
А.П.Кадлубовский защитил в Варшавском университете диссертацию «Очерки по истории древнерусской литературы Житий святых», вышедшую в 1902 г. самостоятельным изданием в виде отдельного оттиска малым тиражом. За эту работу в 1903 г. историк литературы был награжден почетным отзывом Ломоносовской премии. В книге автор впервые аргументированно переосмысляет выводы В.О.Ключевского о низком потенциале житийной литературы как источника исторической информации. А.П.Кадлубовский указывает на отражение в житиях взглядов их авторов, их представлений об идеале. Он показывает возможности изучать по ним развитие идеалов разных эпох, и, соответственно, ментальную историю. Историк исследует структуру редакций житий, выявляя напластования источников и творческую их переработку авторами в соответствии с нуждами времени. Исследователь выявляет особенности редакций разного времени, соотношения легендарного и исторического в житиях, делает много ценных источниковедческих наблюдений и выдвигает интересные гипотезы.
Работа построена в виде очерков. Исследованы параллели жития Авраамия Затворника из Паренесиса Ефрема Сирина и жития Авраамия Ростовского; образы вмч. Меркурия Кессарийского и мч. Меркурия Смоленского, вмч. Никиты и св. Никиты Столпника Переяславского. А.П.Кадлубовский выявляет легендарные рассказы Волоколамского Патерика. Наибольшую ценность представляет глава, в которой автор демонстрирует отражение разных направлений русской религиозных мыслей в отечественной агиографии XV-XVI в.в. Он ищет возможности выделения в текстах информации о мировоззрении и идеалах создававших их книжников. Анализируется работа Епифания Премудрого и Пахомия Логофета, которые были составителями житий прп. Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.
Показано развитие мировоззрения русских книжников от Пахомия до Макария в период работы Макария и его школы, а также в последующее время. Изучено отражение в мировоззрении составителей житий актуальных для них споров иосифлян и нестяжателей, выявлены региональные особенности литературной мысли, например, «заволжской». Возможно, на мировоззрение Нила Сорского оказали влияние афонские подвижники. А.П.Кадлубовский полагал, что источником этих взглядов двух идеологических течений могла быть Болгария, чье влияние в XV веке на Русь оказалось значительным. Он сопоставляет особенности раскрытых мировоззрений с условиями русской жизни той эпохи.
Можно предполагать, что профессор М.Г.Халанский, как старший коллега и руководитель А.Кадлубовского на кафедре русской словесности Харьковского университета, получил экземпляр для критического отзыва или замечаний. С большой вероятностью ему можно приписать многочисленные маргиналии красным и синим карандашами. Многие из них - типа «NB», в значительной части текста ставятся вопросы, высказываются сомнения, даются дополнения к темам и источникам.
Маргиналии простым карандашом сделаны более мелким и тесным почерком. Они, видимо, принадлежат Г.Л.Малицкому. Среди его помет есть указания на связи рукописных текстов, использованных в исследовании, с устной традицией и фольклором, поскольку эта тема была в центре его внимания как исследователя. В ряде комментариев на полях он отмечает те тексты и исследования, которые стоило бы переиздать.
Арсений Петрович Кадлубовский (1867-1921) - российский литературовед, специалист по древнерусской агиографической литературе. Он был профессором Харьковского, Петроградского, Пермского и Таврического университетов, первым деканом историко-филологического факультета Пермского университета (осень 1916 - осень 1918 г.).
В 21 год А.П.Кадлубовский окончил Нежинский историко-филологический институт. Осенью 1899 г. он был принят в Харьковский университет на должность приват-доцента по кафедре словесности, профессором которой был М.Г.Халанский. Со временем А.П.Кадлубовский стал его преемником на кафедре. Он также занимался фольклорными и этнографическими изысканиями, интерес к которым объединяет его и первых читателей - владельцев книги. Во время Первой Мировой войны ученый перебрался в Петроград, где читал курс, посвященный житиям святых в Петроградском университете. В 1916-1918 г.г. А.П.Кадлубовский переезжает в Пермь, где преподает древнерусскую литературу на историко-филологическом факультете только что открытого филиала Петербургского университета. Он вскоре стал первым директором научной библиотеки Пермского университета. В 1919-1920 г.г. находился в Крыму, где сблизился с С.Булгаковым и Г.Вернадским.
А.П.Кадлубовский был одним из первых историков литературы, кто показал значение русских житий как исторического источника, преодолев давление авторитета В.О.Ключевского. Он полагал, что жития нужно рассматривать, прежде всего, как литературные памятники, которые несут в себе информацию о нравственных и религиозных установках населения Древней Руси.
Михаил Георгиевич Халанский (1857-1910) - русский историк литературы и фольклорист, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1909). Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Занимался народными песнями славян и историей былинного эпоса. В 1888 г. получил степень магистра в С.-Петербургском университете, а в 1891 г. занял кафедру русского языка и словесности в Харьковском университете. Возможно, именно М.Г.Халанский рекомендовал А.П.Кадлубовского на занятие кафедры после себя.
Не ранее 1910 г. экземпляр был продан в книжном магазине И.М.Фадеева в Москве. И.М.Фадеев был одним из самых передовых книготорговцев-антикваров тех лет. Каталоги его торгового предприятия известны за период с 1898 по 1911 г.г. Некоторое время он был приказчиком в известном московском книжном магазине А.А.Астапова у Проломных ворот Китайгородской стены на Никольской улице возле церкви св. Троицы в Полях. Это место у московских библиофилов называлось «Пролом». Магазином А.А.Астапов владел с 1871 по 1908 г.г. В нем продавались книги из лучших частных собраний Москвы. Многие из них пополнили фонды крупнейших российских библиотек. Завсегдатаи магазина называли его «книжным парламентом». Он стал наиболее значимым в то время клубом для книжников. С 1908 г. лавкой А.А.Астапова владел уже И.М.Фадеев. А.А.Астапов продал лавку своему преемнику вместе с собой, что давало ему право пожизненно находиться в ней среди накопленных за всю жизнь книжных сокровищ, для чего ему завели «особое историческое кресло». И.М.Фадеев старался отбирать среди моря книг наиболее качественный материал, и через его руки проходило множество очень хороших изданий, среди которых он особо выделял в своих каталогах наиболее редкие в группу «Ценные», а все остальные называл «Разные».
Георгий Леонидович Малицкий (1886-1953) - выдающийся ученый, организатор музейного дела. Он стал первым преподавать музееведение в высших учебных заведениях и был крупнейшим российским специалистом в этой области. Около 30 лет он отдал Государственному Историческому музею и в 1940-е г.г. был его ученым секретарем. Ему принадлежит фундаментальный труд по истории Оружейной палаты Московского Кремля. Окончил Императорский Московский университет, был оставлен на кафедре русского языка и словесности историко-филологического факультета. В ГИМе филолог занимался описанием рукописей, изучал проблематику взаимодействия словесного творчества (фольклора и древнерусской литературы) с изобразительным искусством (народное бытовое искусство, древнерусская живопись, миниатюра). С 1914 г. он начал преподавать курс истории русской литературы на Московских Высших Женских курсах. С 1918 г. возглавлял в ГИМе Отдел теоретического музееведения. В 1928 г. Г.Л.Малицкий был в командировке в Швеции, Германии, Дании и Финляндии, где изучал постановку музейного дела. Г.Л.Малицкий был единственным в те годы знатоком мировой музееведческой литературы. Им была собрана прекрасная библиотека (часть которой позднее попала в Институт музееведения) и уникальная библиография по музееведению.