Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Пг., 1915. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.
Автор: Каптерев П.Ф.
Год издания: 1915
Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Издание второе, пересмотренное и дополненное. Пг., [тип. В.Безобразов и Ко], 1915. [2], XXI, 746 с. 21,7 х 14,3 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.
Петр Федорович Каптерев (1849-1922) - выдающийся педагог и психолог, многие годы преподавал в Петербургской духовной академии, в частных женских гимназиях и других учебных заведениях, профессор Воронежского университета. Закончил Московскую духовную академию. Издавал «Энциклопедию семейного воспитания».
В настоящем сочинении П.Ф.Каптерев одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за всю историю ее существования, проанализировал важнейшие тенденции в развитии школы в каждый период и ее перспективы на будущее. Ученый разработал свою периодизацию истории российской педагогики: от принятия христианства до Петра I - церковно-религиозная педагогика; от Петра I до 60-х годов ХIХ века - государственная педагогика; с 1860-х г.г. - общественная педагогика. Автор говорит, что когда педагогика появляется как самостоятельная отрасль знаний и вид деятельности, то она уже находится под мощным прессингом государства, либо государства и церкви, а у нее есть свои задачи, для которых этот гнет разрушителен. Поэтому должна быть сильной роль общества в развитии педагогики. П.Ф.Каптерев писал: «Ни государство, ни церковь, а только само общество может влиять, направлять и управлять школьным делом».
В книге исследованы педагогические идеалы допетровского времени, когда в основу воспитания и образования ложились идеи Ветхого и Нового Заветов, поучений отцов церкви, а основным концептом было благочестие. Рассматриваются способы и методы обучения грамоте и наукам, формы обучения. Показано постепенное расширение круга знаний к XVII веку. Что читали дети и взрослые, какие книги входили в состав библиотек царей и бояр в XVII веке? Там были и отреченные книги, и летописцы, и путешествия, и трактаты по географии, и естественнонаучные тексты. Изучались и основы математики. В это же время появляются первые регулярные школы с постоянным преподаванием, профессиональными учителями и программой обучения. Среди них представлены Братские школы, Киево-Могилянская и Московская славяно-греко-латинская академии.
В период правления Екатерины II появляются первые женские образовательные заведения. В то же время создаются первые теоретические труды и исследования по педагогике. Представлены педагогические взгляды Посошкова, Татищева, Бецкого, Новикова, Ширинского-Шихматова, Шевырева и др. Показано влияние освобождения крестьян и буржуазных реформ в целом на развитие педагогики во второй половине XIX века. Формируются три направления в русской педагогике, каждое из которых имело собственную разработанную идеологию и концепцию развития образования.
Гуманитарное направление основывалось на утверждении общечеловеческих ценностей, опиралось на взгляды Редкина, барона Н.А.Корфа, Пирогова, Юзефовича и др. Национальное направление в педагогике развивали К.Д.Ушинский, В.Я.Стоюнин. В этих рамках рассмотрено развитие церковных народных школ. Свою идеологию получило направление свободного воспитания и образования. Она выразилась во взглядах Л.Н.Толстого и Д.И.Писарева. Рассмотрены общественно-педагогические движения в области средней школы.
Понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами, автор говорит, какой должна быть школа будущего, что развитие школы должны направлять государство и общество совместно.