|
Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии. Пг., типография «Научное Дело», 1915. XVI, 360 с. 25,7 х 16,8 см. Отдельный оттиск из «Записок Историко-филологическаго факультета Императорскаго Петроградскаго университета», Часть CXXV. Первое издание основного труда Л.П.Карсавина, защищенного в качестве докторской диссертации, отпечатано на толстой бумаге малым тиражом. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Докторская диссертация Л.П.Карсавина, принесшая ученому в 1916 г., кроме степени, звание профессора Петроградского университета. Труд был написан на основе фундаментальной магистерской диссертации, изданной Л.П.Карсавиным в 1912 г. под названием «Очерки религиозной жизни Италии XII-XIII веков». Диссертация была защищена на открытом заседании Совета историко-филологического факультета 12 мая 1913 г. В центре внимания той работы Л.П.Карсавина находился вопрос о природе религиозной жизни эпохи, об основных чертах религиозности XII-XIII веков. Он же был рассмотрен и в представленном сочинении, но со значительно более широким обобщением - до общеевропейских границ.
В «Основах средневековой религиозности» ученый предлагает новый подход к изучению религиозности и веры через общее изучение личности в контексте эпохи. Исследователь разработал новый метод анализа истории Средневековья, заключавшийся в целостной реконструкции психологии, внутреннего мира, образа жизни и поведения человека. Ученый ввел целый ряд новых понятий.
В фокусе внимания личность среднего, типичного человека и различные отклоняющиеся от нее формы. Особую роль для развития культуры представляла интеллигенция, в эпоху Средневековья формировавшая монашескую и священническую среду. Изучается пасторская деятельность духовенства, его отношения с миром, а также взгляды еретиков, представлявших интеллектуальную оппозицию, развенчивавшую авторитеты. Ученый формулирует основной интеллектуальный запрос эпохи, который проявляется в жажде веры-знания. Еретики подвергают сомнению современную им принятую систему взглядов и ценностей.
Чтобы раскрыть средневековую картину мира, автор исследует основы народной догмы и основы религиозной деятельности. В рамках первой темы он анализирует метафизическую модель, состоящую из многоликого набора верований в Бога, святых, демонов и духов; мистическое восприятие реальности и его соотношение с религиозной традицией. Хаос метафизических представлений систематизировался в сознании средневекового человека через их дуалистическое восприятие и выстраивание в божественном и дьявольском войске строгих однотипных иерархий. В примирении противоречий проявляли себя различные течения христианства и ереси, по-разному отвечая себе на базовые догматические вопросы. Изучается тема эсхатологии с ее идеей предопределения.
В поле второй темы рассматриваются мотивы религиозной деятельности, ее формы, цели, моральные идеалы и их противоречия. Показано отношение деятельности к внутренней и внешней воле, необходимости и свободе. Исследуются внешние границы деятельности, выстроенные законом. Изучена идея спасения, символическое понимание мира, уход от мира и его соблазнов, борьба с эгоизмом. Представлен путь монашеской бедности, нестяжания и духовной помощи ближнему. Центральное место в кругу нравственных ориентиров Средневековья занимали образцы для подражания. Проанализированы магические средства воздействия на враждебный мир, одним из важнейших была молитвенная практика, состоявшая из формул, жестов и актов. В этой связи разбирается феномен святости, проблема святых, их культов и веры в мощи. Сравниваются идеалы святости для клира и мирян. Отношения этих двух групп вскрываются особенно тщательно, поскольку на этой почве формировались важнейшие конфликты Средневековья. С разных сторон пролит свет на идею церкви и процесс ее расшатывания на пути к Реформации.
Л.П.Карсавин заложил своими исследованиями внутреннего мира человека и его ментальности направление в исторической науке, получившее развитие во французской Школе «Анналов», наиболее влиятельной научной институции ХХ века в изучении мировой истории. В России исследовательские идеи и методы Л.П.Карсавина продолжал разрабатывать проф. А.Я.Гуревич, а также целый ряд других историков и философов.
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) - выдающийся российский историк-медиевист, открывший область изучения истории ментальности, философ и богослов, одна из ключевых фигур евразийства. В этой связи интересно, что он был внучатым племянником лидера славянофилов А.С.Хомякова. Будущий ученый в 1906 г. закончил историческое отделение С.-Петербургского университета, являлся учеником профессора И.М.Грефса. Л.П.Карсавин был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. Занимался религиозной историей западного Средневековья, движением францисканцев и еретическими сектами катаров и вальденсов.
После защиты магистерской диссертации Л.П.Карсавин стал профессором нескольких высших учебных заведений и приват-доцентом С.-Петербургского университета. Годы Первой мировой войны и революции - переходный период в творчестве Л.П.Карсавина: темы его исследований постепенно эволюционируют от истории к философской и богословской проблематике, затрагивая вопросы теории, методологии и философии истории. В 1920 г. он становится одним из учредителей издательства «Петрополис», а также учредителем и профессором Богословского института. В 1922 г. ученый был выслан из Советской России на «Философском пароходе».
В 1922-1926 г.г. Л.П.Карсавин жил и работал в Берлине. Ученый стал одним из главных идеологов евразийства. В это время он являлся профессором Русского научного института, принимал участие в деятельности руководимой Н.А.Бердяевым Религиозно-философской академии. Именно тогда у Л.П.Карсавина окончательно сложилась собственная философия. Он опубликовал в издательстве «Обелиск» ряд важных работ, отчасти написанных еще в России: «Философия истории», «Джордано Бруно», «О началах». В 1927 г. по приглашению Каунасского университета он переехал в Литву, где вел активную научную и преподавательскую деятельность до своего ареста в 1949 г. за публичные антисталинские высказывания. Даже в лагере, умирая от туберкулеза, Л.П.Карсавин писал религиозно-философские произведения, среди которых были и поэтические сочинения. Вокруг него образовался кружок заключенных, где обсуждались темы искусства, философии и религии. В лагерной судьбе Л.П.Карсавина в значительной мере воплотилась его философия с ключевой идеей принятия жертвенной кончины.