Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Карутц Р. Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке. Спб., 1911. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Карутц Р.
Год издания: 1911


Карутц Р. Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке. Перевод Е.Петри. С 32 отдельными таблицами, 51 рисунком в тексте и картой. Спб., издание А.Ф.Девриена, [1911]. VI, 188, [2] с.; с илл. в тексте и 31  илл. на отдельных листах, 1 карта. Нет 1 илл. 21,5 х 14,5 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.



Рихард Карутц - немецкий этнограф, совершивший в 1903 г. экспедицию на полуостров Мангышлак, откуда, как гласили народные предания, происходили туркмены. Ученый хотел изучить наиболее типичных туркмен, на смешавшихся с персидским этносом. На самом полуострове он обнаружил, что большинство его населения составляют киргизы, и включил их в программу своего исследования.

Мангышлак - полуостров на восточном побережье Каспийского моря в современном Казахстане. На нем открыты большие месторождения полезных ископаемых, что послужило его наименованию «полуостровом сокровищ». Мангышлак является уникальным природным заповедником, в котором представлены все возможные проявления природы пустынь. Его называли мертвым полуостровом - «пустыня, совершенно без всякой растительности, песок да камень». В Средние века Мангышлак и служил воротами торгово-экономических связей между Востоком и Западом. Здесь зародился этнос туркмен, а затем распространился на другие территории.

Р.Карутц описал образ жизни туркмен и киргизов - их кочевья, поселения и жилища, национальные костюмы; жизненный цикл человека: рождение и детство, свадьбу и брак, болезни и смерть; верования и суеверия. Исследователь застал здесь культуры изучаемых им народов еще в достаточно нетронутом «цивилизацией» виде, детально описал их бытовые стороны, предметный мир, проанализировал тесные связи быта с религией. Он выявлял общие и особенные черты культуры киргизов в сопоставлении с другими кочевыми народами, исповедующими ислам. Он отмечал в культуре киргизов остатки шаманизма, сохранявшиеся еще в вере в колдунов, в амулеты и обереги. Представлены детские развлечения - игры и игрушки. Рассказывается о традиционном исламском образовании, о межэтнических контактах и восприятии чужих культур.