Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Конисский Г.О. Собрание сочинений Георгия Конискаго, архиепископа Белорусскаго. С портретом его и жизнеописанием, составленным протоиереем Иоанном Григоровичем. 2 части. Спб., 1861. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Конисский Г.О.
Год издания: 1861


Конисский Г.О. Собрание сочинений Георгия Конискаго, архиепископа Белорусскаго. С портретом его и жизнеописанием, составленным протоиереем Иоанном Григоровичем. Издание второе, дополненное. 2 части. Спб., в типографии Эдуарда Веймара, 1861. 21,2 х 13,5 см. Портрет на фронтисписе и факсимиле автографа литографированы в мастерской Мюнстера, портрет - по рисунку Бореля. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На титулах и обороте фронтисписа владельческий штамп-экслибрис: «Свщн. П.П.Соколов».

Часть I. [2], VI, LXVIII, 291 с.; 1 л. фронтиспис (портрет).
Часть II. [2], VI, 276 с.

В собрании сочинений владыки Георгия (Конисского) представлены его поучения, политические речи, переписка с государями, дипломатами, духовенством своего времени, философский дневник, стихи. В проповедях на Великие и Двунадесятые праздники, недели подготовки к постам и в Великий пост, а также по другим церковным случаям епископ говорит об актуальных в любую эпоху нравственных вопросах. Он прилагает мудрость Библии и св. Отцов Церкви к повседневной жизни христиан.

Другую часть его сочинений составляют речи по разным случаям государственной жизни Российской империи и Речи Посполитой. В них он выступал как политик, дипломат и представитель белорусского народа. Здесь собраны поздравительные речи, адресованные императрице Екатерине II и наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу. Владыка Георгий поздравляет царицу с тезоименитством, восшествием на престол и внешнеполитическими победами, всегда напоминая об интересах белорусов и вообще православных, живущих на западных границах империи и за ее пределами - в Польше.

После первого раздела Польши и вхождения Белоруссии в состав Российской империи владыка Георгий приносит Екатерине II благодарность за покровительство своему народу и защиту его интересов. Он сравнивал освобождение белорусов из-под власти католического государства с выводом евреев из Египта пророком Моисеем, с освобождением из Вавилонского пленения или с покровительством христианам императора Константина. В этой связи, отмечает автор, улучшилась ситуация в Белоруссии: люди начали благоденствовать и социальные противоречия смягчились - сгладились конфликты дворян и крестьян, повысилось благосостояние простых людей. Большой интерес представляет Речь польскому королю Станиславу Августу в защиту православной веры в день коронации последнего в 1765 г., приведенная в оригинале на латыни и в подстрочном русском переводе.

Владыка Георгий говорит об освящении церквей, возвращенных из унии в православие. Он отзывается и на внутренние события Белоруссии. Представлена его речь «к новоизбранным Судьям», адресованная судебным представителям из дворян Могилева. Иерарх говорит в ней и о борьбе кланов внутри страны: Чарторыйских и Радзивиллов. Поляки стимулировали конфликты между этими кланами. Идеал судьи - знание законов, справедливость, праведность и рачительность. Худшее наказание - не дать благих плодов обществу, принести «оскомину - вместо сладости».

Несколько его увещеваний адресованы духовенству Могилевской епархии. В них поднимаются актуальные проблемы работы с паствой того времени: отсутствие качественной проповеди; нарушения многими священниками чина крещения (владыка выступает против крещения обливанием и отъятия чаши при причастии); невнимание батюшек при принятии исповеди. Он призывает священников к личной ответственности за происходящее в их приходах. Как духовного и политического писателя, Г.О.Конисского от многих современников отличали краткость и ясность выражения мысли. Яркий ритор, он обрамляет свои поучения и речи в мягкие ткани метафор и точных сравнений, часто опирающихся на глубокое знание Библии и христианской литературы.

Георгий (Григорий Осипович Конисский; 1717-1795) - архиепископ Могилевский, политик и общественный деятель эпохи Просвещения, профессор философии и богословия, политический представитель белорусского народа. В 2017 г. было установлено общецерковное его почитание в лике святых. А.С.Пушкин называл Г.О.Конисского «одним из самых достопамятных мужей минувшего столетия». Сам епископ сравнивал свой путь в жизни с путем почтового коня, скакавшего без устали долгие годы, чему находил аналогию в фамилии своего рода.

Г.О.Конисский происходил из западнорусского дворянского рода. В 1728-1743 г.г. обучался в Киево-Могилянской академии, знал в совершенстве латынь, польский, греческий, древнееврейский и немецкий языки. Философию ему преподавал архимандрит Сильвестр (Кулябка), будущий архиепископ С.-Петербургский. В 1744 г. Г.О.Конисский принял монашество. С 1752 г. - ректор Киево-Могилянской академии, а с 1755 г. - епископ Могилевский. Епархия в то время входила в состав Речи Посполитой. На территории другого государства епископ Георгий открывал школы, строил церкви, добивался большей доступности образования для православных и формировал их пророссийские настроения. Он открыл несколько госпиталей, странноприимных домов, богаделен и др. Завел обычай раздавать по субботам в храмах деньги нуждающимся.

В 1762 г. владыка Георгий был приглашен на коронацию императрицы Екатерины II в Москву, где произнес речь, в которой назвал себя представителем белорусского народа, прося от его лица защиты у российской императрицы, и выступил в поддержку православных в Польше. После этого до 1765 г. он жил в С.-Петербурге, имея близкий доступ ко двору. Архиепископ обращался с речами к Екатерине II и внес вклад в формирование идеологии «просвещенного абсолютизма». Он также способствовал оформлению нового курса российской дипломатии в Речи Посполитой, подав в 1763 г. челобитную императрице от имени всех православных Польши. Летом 1765 г. владыка Георгий поехал в Варшаву для представления новому королю Станиславу Августу Понятовскому. Во время встречи он произнес речь о тяжелом положении православных и всех некатоликов. Речь была переведена на ряд европейских языков и стала образцом выступления в защиту веротерпимости.

С тех пор владыка Георгий в Польском Сейме разрабатывал статьи о положении православных, способствовал созданию «Вечного трактата», подписанного в феврале 1768 г., по которому православные получили равные с католиками права. Епископ Могилевский поддерживал и протестантов, как гонимую конфессию. Дважды на него были совершены покушения. В конце концов в 1768 г. ему пришлось уехать в Смоленск. Оттуда он продолжал руководить епархией, ведя переписку и тесно общаясь с архиепископом Черниговским и Переяславским Виктором (Садковским), ставшим новым представителем интересов православных в Сейме.

Владыка Георгий поддержал раздел Речи Посполитой в 1772 г. и возглавил объединенную епархию, в которую вошли присоединенные к империи земли Могилевской, Мстиславской, Оршанской, Рогачевской провинций. Стал именоваться с этого времени епископом «Могилевским и Полоцким». Он эффективно боролся с униатством, способствовал переводу его последователей в православие. В 1783 г. он стал архиепископом и вошел в состав Синода.

Георгий (Конисский) был автором первого в России систематического курса богословия для Киево-Могилянской академии. Он впервые в пространстве восточнославянского духовного образования отделил философию от богословия. Курсы о. Георгия оказали значительное влияние на развитие русской философии. Он постепенно менял и образ преподавания в Киево-Могилянской академии. Профессор считал задачей человека познание окружающего мира. Значительное место в жизни общества он отводил просвещению и науке. Близко к его философским работам примыкает и его дневник - «Мысли», помещенный в настоящем «Собрании сочинений».

Г.О.Конисский являлся автором курса лекций по пиитике «Правила поэтического искусства...» (1746). В нем он ориентировался не на латино-польские традиции, а на русскую литературу и новый язык М.В.Ломоносова. Он сам переводил псалмы, писал стихи и драматические произведения. Ряд его стихов также вошел в «Собрание сочинений». В своем курсе лекций по риторике профессор Г.О.Конисский отказался от господствовавшего в западнорусской проповеди XVIII века латино-польского влияния. Он сделал акцент на логичности и назидательности проповеди, ее доступности простому народу. Современники считали владыку Георгия «неподражаемым» проповедником.