|
Корольков Н.Ф. Валаамская обитель. Издание Постоянной Комиссии народных чтений. С 1 рисунком и 2-мя портретами. Издание второе. Спб., типография И.В.Леонтьева, 1912. 44 с., с илл. 18 х 12 см. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность.
Николай Федорович Корольков (1855 - после 1915) - писатель-историограф. Служил делопроизводителем постоянной Комиссии народных чтений. Автор книг о преподобном Трифоне Печенгском, старце Авраамии Палицыне, святителе Стефане Пермском и др.
В настоящем издании кратко представлена история Валаамского монастыря, дано описание его храмов, скитов и монастырских построек, рассказано о монастырском укладе жизни, а также о посещении обители членами Императорского Дома.
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, одна из древнейших и наиболее славных русских обителей, расположен на островах в северной части Ладожского озера. Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище «скотьего бога» Велеса и Перуна, которым приносили жертвы жившие в окрестностях язычники. Монастырское предание гласит, что апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхову достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом. А спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство.
Достоверная история обители начинается с XIV века, однако монахи, следуя преданию, ведут ее с Х века. В «Сказании о Валаамском монастыре» указана дата основания - 1407 г. Монастырь неоднократно разорялся шведами и приходил в запустение. В первых десятилетиях XVIII века монастырь был возрожден. Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета - Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.
Наибольший подъем обители пришелся на XIX век. Если в середине XVIII века количество братии не превышало 11 монахов, то к началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек.
Строительство на острове вел с конца 1830-х г.г. крупный Петербургский архитектор, академик А.Горностаев. По его проектам были возведены отдельные крупные жизненно необходимые здания - каменная гостиница, Странноприимный дом, Водопроводный дом и др.
Одновременно со строительством большое внимание уделялось вопросам благоустройства. Повсюду были проведены дороги, прорыты дренажные канавы, устроены деревянные и каменные мосты. В скалах были пробиты каналы, соединившие внутренние озера между собой и с Ладогой. В 1866 г. на западном берегу Монастырской бухты, на скалах, начались работы по разбивке Нижнего фруктового сада, где в условиях сурового северного климата монахи выращивали виноград, сливы, вишни, груши и яблоки. В XIX веке монастырь стал одним из богатейших и наиболее экономически развитых монастырей в России.