Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Козловский В.Я. Краткий курс общей и прикладной механики. 3 части. С отдельным атласом чертежей. Харьков, 1896. В двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Козловский В.Я.
Год издания: 1896


Козловский В.Я. Краткий курс общей и прикладной механики. В трех частях. С отдельным атласом чертежей. Второе просмотренное и исправленное издание. Харьков, издание В.Я.Козловскаго, 1896. [2], XIV, 417 c. 24,3 х 16,6 см. 

Атлас чертежей к сочинению «Краткий курс общей и прикладной механики» инженер-технолога В.Я.Козловскаго. Издание 2-е. [3 части]. Спб., издание автора, 1896. [2] с.; 28, 13, 37 л. илл. 35,5 х 21,7 см. 

В двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность. Редкость.

Книга стала одним из первых российских специализированных учебников, ориентированных на практику железнодорожных машинистов, техников и инженеров. Первое издание ее вышло в 1892 г. по распоряжению Учебного отдела Министерства путей сообщения тиражом 2400 экземпляров. Появление книги совпало с началом деятельности С.Ю.Витте на посту Министра путей сообщения (февраль-август 1892 г.). Известно, что С.Ю.Витте собирал вокруг себя энергичных и талантливых людей, активно поощрял их. С 1886 г. он стал управляющим Общества Юго-Западных железных дорог, в 1889 г. возглавил Департамент железнодорожных дел Министерства финансов, а в 1891 г. инициировал скупку государством частных железных дорог и превращение их в единую транспортную сеть. Деятельность политика была связана с рядом крупных реформ в экономике, поскольку С.Ю.Витте вскоре стал министром финансов, а также с бурным развитием всей промышленной и железнодорожной отрасли, главным достижением которой в 1890-е г.г. было строительство Транссибирской железной дороги.

В настоящем сочинении содержатся сведения по общей механике, объясняется действие тяжести, движения, различных сил, сопротивления движению и др. Разбираются принципы действия и устройства простых и сложных машин: рычага, весов, ворота, зубчатых колес, клина, винта и т.д. Исследованы преобразования движений, например, вращательного в прямолинейное и обратно, периодического в непрерывное. Разбираются приспособления для направления прямолинейного и вращательного движения. Если среди первых были фальцы, втулки, рельсы, стрелки, то ко вторым относились валы, подшипники, кронштейны и подвески, буксы. Изучены различные принципы работы двигателей: человеческая и животная силы, сила ветра, сила воды, горючее и т.д.

Наиболее применимы в ту эпоху были паровые двигатели. Рассмотрена теория их устройства и действия. Показаны способы экспериментального исследования паровых двигателей: измерения упругости пара, установления зависимости точки кипения воды от давления, свойств мокрого и сухого пара, конденсации, теплоемкости, теплопроводности и т.д. Разбираются практические применения упругости пара на примерах паровых машин разного назначения: парового котла Уатта, цилиндрических и трубчатых котлов. Изучено устройство основных частей паровых котлов: арматура, насос, инжектор, водомерные приборы, манометр, поршневые механизмы, холодильник и пр. Представлены способы технического обслуживания двигателей, вычисления их работы. Описаны разнообразные машины, использующие паровые двигатели: локомобили, пароходы, паровозы и т.д.

Наиболее пристальное внимание уделено детальному описанию устройства и работы паровозов, их ремонта и обслуживания. Показано разнообразие конструкций паровых котлов и их составных частей: арматуры котла, приборов, паровых машин, паровых цилиндров и поршней, шатуна и кривошипа. Разбирается конструкция экипажной части паровоза, тендера и различных типов паровозов. Сам В.Я.Козловский много работал над изучением способов регулирования парораспределения с помощью кулис Гука, Стефенсона и Аллана. Решению этих проблем автор отводит особое место. Даются способы расчетов силы тяги и скорости паровозов.

Особую ценность представляет атлас учебника, поскольку в нем изображены едва ли ни все детали паровозов и паровых машин. Всего в трех частях альбома представлено более 740 чертежей, отпечатанных в технике литографии. Это различные механизмы, механические машины, паровые двигатели, трактора и паровозы с их системами и деталями. Также все практические действия по управлению, обслуживанию и ремонту рассмотрены в обширных комментариях к иллюстрациям в атласе.

За 11 лет «Курс» В.Я.Козловского выдержал три издания. О большой востребованности книги говорит и тот факт, что второе издание было напечатано на средства автора. Выход книги в Харькове был не случаен. С 1860-х г.г. Харьков становится крупнейшим в Российской империи транспортным узлом благодаря строительству Хароково-Николаевской железной дороги, соединившей основные центры Юга России, куда в конце XIX века переместился с Урала основной центр добывающей промышленности, связанный с разработкой угольных месторождений Донецкого бассейна и залежей железной руды вокруг Кривого Рога. В области образования этот бурный промышленный рост Харькова обеспечивали, в частности, Харьковский практический технологический институт, основанный в 1885 г., одно из двух отделений которого было механическим, и Харьковское железнодорожное училище (основано в 1875 г.). С 1891 г. Харьковское железнодорожное училище подчинялось Министерству путей сообщения. До 1917 г. в нем было подготовлено 1000 специалистов. Экземпляры изданий активно зачитывались учащимися. А атлас приходил в негодность еще быстрее.

Владимир Яковлевич Козловский (1848 - после 1903) - инженер-технолог, преподаватель. В 1880-х г.г. работал в Перми на Уральской горнозаводской железной дороге начальником Главных мастерских. Там инженер получил известность благодаря своим небольшим статьям и методическим разработкам по формовке металлических изделий, ремонту дымогарных труб паровых двигателей, регулированию парораспределения, внедрению приборов для испытания паровозной и вагонной упряжи, для проверки колес подвижного состава и других полезных приспособлений. Свои научно-практические работы он публиковал в журнале «Министерства путей сообщения» и отдельными изданиями - в местной Пермской типографии. Пик этой активности пришелся на 1887-1888 г.г. С начала 1890-х г.г. В.Я.Козловский преподавал общую и прикладную механику в Харьковском железнодорожном училище.