Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Красев А.А. Старая первопрестольная Москва и ее святыни. - Московские церковные певцы и певицы. - О пении... М., 1912. Черновая рукопись с авторской редакторской правкой. В цельнотканевом переплете эпохи. Уникальный документ, имеющий истор. ценность.

Автор: Красев А.А.
Год издания: 1912


Красев А.А. Старая первопрестольная Москва и ее святыни. - Московские церковные певцы и певицы. - О пении. - Первый в Москве концерт Берлинского Королевского хора. - Церковная музыка нового стиля. - Два концерта А.А.Архангельского (15 и 25 марта 1912 года). - Неделя духовных концертов. [М., 1912]. 412 с. раздельной пагинации. 21,9 х 17,8 см. Черновая рукопись с авторской редакторской правкой, техническими указаниями на полях и после текстов, с заклейками в тексте. Статьи написаны чернилами рукой А.А.Красева. Первые два листа, вклеенные перед рукописью, имеют больший формат (35,3 х 22,4 см) и представляют собой фрагмент письма-обращения А.А.Красева к другу-издателю, переписанного другим почерком, но имеющий правку рукой автора. В начале глав первой статьи есть карандашные пометы: «Переписано» или «Переписано набело» с подсчетом окончательного числа листов. Бумага начала ХХ века, часть листов представляет собой бланки с подписью: «Его Высокоблагородию Алексею Прокофьевичу Покровскому. Кирпичная ул., свой дом. В г. Симбирск». Редакторские пометы сделаны более светлыми чернилами и карандашом, в некоторых случаях - иной рукой. Фолиация на первых двух листах. Пагинация на остальных - по тетрадям в верхних углах листов в соответствии с порядком отсылки листов в редакцию по главам статей. В цельнотканевом переплете эпохи. На переднем форзаце фотографический портрет с машинописной подписью: «А.А.Красев». Хорошая сохранность. На некоторых листах следы затеков влаги; рисунки, которые, видимо, прилагались к чистовому варианту рукописи первой статьи, отсутствуют, как, видимо, и небольшой фрагмент текста между с. 40 и 57 (8-го сч.), некоторые пометы карандашом полностью или частично стерты. Уникальный документ, имеющий историческую ценность и представляющий интерес для музеев. Большая редкость.

Александр Алексеевич Красев (1844-1921) - крупный деятель российского образования, близкий друг инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н.Ульянова, отца В.И.Ульянова (Ленина). А.А.Красев происходил из семьи сельского священника. В 1871 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Работал преподавателем истории и латинского языка в Казанской духовной семинарии и в городском училище. В 1878-1888 г.г. был инспектором народных училищ Карсунского уезда Симбирской губернии под руководством И.Н.Ульянова, в 1889-1903 г.г. - директором народных училищ Вятской губернии. Совместно с Вятским земством организовал подготовку к Всемирной выставке в Париже 1900 г. и представлял на ней Педагогический отдел на губернском стенде, который был удостоен Золотой медали. С 1903 г. А.А.Красев находился в отставке, занимался политической деятельностью, баллотировался в Государственную Думу от партии «Союз 17 октября». С 1906 г. он постоянно жил в Москве, занимался писательским трудом. 

Настоящая рукопись представляет собой сборник черновых вариантов нескольких статей и заметок для редакции одного из московских журналов. Большое число фрагментов текста было вычеркнуто, исправлено или заклеено автором и не вошло в беловые варианты произведений. Эти фрагменты в некоторых случаях дополняют и уточняют мысли автора, расширяют содержание, придают сборнику значительную историческую ценность как документу. Так как о научном и публицистическом творчестве А.А.Красева сохранилось мало сведений, то его черновая рукопись представляет особую ценность, показывая творческую лабораторию писателя.

В сборнике помещены произведения А.А.Красева, написанные в 1910-1912 г.г. Ряд этих заметок первоначально имел вид писем другу. В сборнике имеется авторская пагинация, подписи автора в конце некоторых глав и текстов.

Первая статья «Старая первопрестольная Москва и ее святыни» состоит из восьми глав. В ней рассказывается о московских храмах и монастырях, их архитектуре, убранстве, росписях и иконах. Произведение по содержанию напоминает традиционный путеводитель, но оно обращено к новой проблеме, лежавшей в области психологии: воздействию духовного искусства на сознание и душу верующих. Долгое время церковь являлась единственной «школой» для большинства подданных Российской империи. В церкви люди получали духовное воспитание: познавали этические нормы и историю христианства, содержащую много примеров для подражания. С этой точки зрения проблема художественного воздействия церковного искусства на человека была интересна А.А.Красеву как педагогу и организатору педагогического процесса. Одна из важных мыслей этой статьи заключалась в следующие: иконы и росписи, имеющие художественную ценность, должны служить верующим, воздействуя на их чувства и эмоции во время церковных служб. Автор рассматривает иконопись и фресковую живопись, с одной стороны, с точки зрения развития искусства, а с другой - представляет их в рамках методики использования наглядных пособий и оценивает их воздействие на эмоции и восприятие христианской истории и догматов верующими.

Иконам и фрескам уделено большое внимание, так как в начале ХХ века возрос интерес к древнерусской иконописи. Древние иконы активно собирали купцы-старообрядцы, коллекционеры искусства и живописи, их начали изучать искусствоведы и историки, стали появляться первые каталоги коллекций и исследования. Этот интерес, очевидно, одним из первых уловил и А.А.Красев.

Писатель много говорит о влиянии архитектуры, убранства и живописи храмов на сознание и психологию верующих, их поведение, восприятие духовных основ христианства. По мнению автора, большое число настенных росписей, обилие икон отвлекает внимание верующих от службы и ее глубокого смысла. Также не достигают сердец верующих старые иконы, на которых образы потускнели; иконы мелкого письма с большим числом фигур; иконы, покрытые окладами; росписи или образа изысканного вида, но не имеющие глубокого духовного содержания; излишне пестрые и вычурные орнаменты и т.д. Из-за окладов, по мнению автора, иконы теряют часть силы своего художественного воздействия.

В то же время иконы древние, византийского письма или древнерусского, выполненного в византийских традициях, особым образом воздействуют на чувства верующих, уводя их мысли в далекое прошлое, золотые века русского православия. Прихожане чувствуют живое прикосновение к древности, святость предметов культа. Древние образа освящаются авторитетом времени, что делает их более привлекательными для поклонения. Даже потускневшие образы в этом смысле являются ценными для верующих, вызывая коллективное благоговение и позволяя отрешиться от тревожной повседневности. Автор проводит сравнение итальянской школы духовной живописи и древнерусской иконописи.

Храмы, имеющие оформление, росписи и иконы, выполненные в едином древне-православном стиле, имеют наиболее глубокое эмоциональное и художественное воздействие на прихожан. А.А.Красев отмечал особенно сильное воздействие на молящихся образа Воскресения Христова в Климентовской церкви на Пятницкой улице в Замоскворечье.

Последовательно рассмотрены архитектура, убранство и реликвии наиболее замечательных московских храмов, в том числе тех, что были построены в эпоху модерна, в конце XIX - начале ХХ в.в. Даются ценные исторические сведения о реставрациях, новых росписях и т.д. Приводятся в пример работы, осуществленные на средства купцов В.А.Бахрушина, А.П.Каверина, С.А.Живаго. В ряде этих работ росписи стен, письмо икон, орнаменты воссоздавали древнерусский художественный стиль. Редкие заказчики стремились выдержать стилевое единство в оформлении храмов, но именно это автор оценивает выше всего с точки зрения психологического воздействия.

А.А.Красев отмечает иконы, выполненные с особым художественным талантом и передающие глубину содержания сюжета и религиозных чувств создателя. Писатель указывает храмы, в которых эти иконы находились, и иногда места расположения их в храмах. Он отмечает высокую ценность многих иконостасов, в ряде случаев дает информацию о художниках, расписывавших храмы и создававших иконы, о времени создания тех или иных произведений искусства. В некоторых случаях говорится о проведении в храмы электричества, улучшавшего обзор.

Автор обследовал большинство церквей и монастырей Москвы. Классифицируя церкви по эпохам и стилям архитектуры и живописи, он говорит о наиболее ценных их художественных реликвиях и росписях. А.А.Красев повествует о многих выдающихся иконах и иконописных ансамблях. Подробно характеризуется художественное оформление соборов Кремля, Храма Христа Спасителя, храмов Новоспасского и Сретенского монастырей, Кремлевского Воскресенского женского монастыря; церквей Покрова на Рву, Пимена Великого в Пименовском переулке, Георгия Победоносца на Садовнической улице, Троицкой церкви на Капельках, Успенской на Гончарной улице, Никольского храма на Кузнецкой улице, церкви св. Иоанна Воина близ Калужских ворот, Космо-Домианской на Большой Полянке, св. Екатерины на Большой Ордынке, свв. Иоакима и Анны на Якиманке, Введенской в Барашах, Власьевской в Большом Власьевском переулке, св. Николая на Мясницкой, Софийской церкви на Софийской набережной, св. Филиппа Митрополита на 2-й Мещанской, Троицкой на Вешняках и множества других.

Статья «Московские церковные певцы и певицы» подписана датой 15 мая 1911 г. С третьей главы она называется автором «Московское церковное пение», четвертая ее часть называется «Церковные хоры Москвы и характер их пения». Следующая статья называется «О пении» и представляет собой «дневник» пребывания А.А.Красева на службах в различных церквях. В записях указано: кто пел, названия песнопений, качество пения. В конце статьи помещен небольшой раздел «Живопись», в котором описаны росписи в нескольких церквях. 

В статьях, посвященных церковному пению, А.А.Красев говорит о недостатках пения массы клирошан в приходах. Здесь мы узнаем бытовую сторону жизни церквей. Во многих церквах правый клирос состоял из наемных певцов, а левый из прихожан. И прихожане с левого клироса относились к пению зачастую формально, не вкладывая в него душу. Отсутствие стройного пения напрямую было связано с наполнением церквей прихожанами во время богослужений и отражалось на доходах храмов. Особенно это проявлялось во время обыденных служб, которые почти не посещались. Причина упадка, по мнению автора, состояла в том, что церковь как институт давно перестала уделять должное внимание стройному церковно-общественному богослужению. Как исключения по качеству пения, автор отмечает церкви св. Митрополита Алексия близ Андрониева монастыря, Ризоположения за Москвой-рекой и Троицкую на Вешняках, где на клиросах вместе с профессиональными певцами в богослужении участвовали учащиеся церковно-приходских школ.

В следующих заметках автор рассказывает о профессиональных певцах, которые могут взять за живое своим искусством. Он собирал информацию о профессиональных церковных хорах и знал их в Москве от 40 до 50, но предполагал, что в действительности их, видимо, было больше. А.А.Красев рассказывает о составах хоров, их руководителях. К выдающимся хорам он относит Синодальный, хор храма Христа Спасителя, Чудовский хор и ряд других. Некоторые руководители хоров были одновременно и композиторами, писавшими церковную музыку, например, г. Чесноков, дирижер церкви св. Троицы на Грязях. Говорит А.А.Красев и о хорах непрофессиональных, состоявших из прихожан, но довольно интересных по исполнению. Автор уделяет внимание и некоторым индивидуальным особенностям исполнения отдельными хорами церковной музыки, например, о стремлении возродить традиции крюкового пения, сохранявшиеся кое-где старообрядцами. Наконец, представлены сведения о лучших частных и любительских церковных хорах, певцы которых часто приходили на клирос по влечению души.